


- Твои друзья живут в твоем компьютере, - с мрачной самоиронией говорит пост-П-поколение, давно уже выбирающее пепси нажатием клавиши, и не только пепси. А еще и друзей, еду, бейсболки, концерты, любовь, кино и работу – все без исключения можно извлечь из послушного компьютера, заказать в офис или домой, сравнить, включить демо-версию, выбрать цвет пиццы, подобрать размер любимого бюста, оплатить пиццу невидимыми деньгами и, жуя ее, послать в подарок обладательнице бюста настурцию-гиперссылку; ибо жизнь – нескончаемый и тотальный киберпанк, данный нам в сладостном ощущении нами же создаваемой реальности, – прекрасна и удивительна. На другом ее конце висят пенсионеры, с трепетом ожидающие электронного документооборота в ЖЭКе и поликлинике. Вот вам, дорогой читатель, конфликт детей и впадающих в детство; первые хотят простоты, вторые – теплоты и понимания; одни верят в могущественную кнопку, другие бегут, крестясь, от мерцающего монитора в родную потную очередь и сухо шелестят полными надежды голосами: “Кто крайний?..”. В Бога они не верят, но техническому прогрессу по привычке не доверяют, и потому электронная медицинская карта, плата за газ и вывоз мусора через интернет вызывает у них липкий страх, как когда-то стиральная машина-автомат, а бездушные внуки – злобу и горечь, как когда-то - подрастающие дети. Знали бы эти живые мощи, что твои друзья живут в твоем компьютере вовсе не от хорошей жизни, и что ты почти ничем от них, стариков, не отличаешься. Это легко пояснить на простом, хоть и на первый взгляд далеком примере.
Пользователи интернета все чаще и чаще перед тем, как совершить какой-то даже самый мало-мальский шоппинг, занимаются чтением витруальных дневников своих виртуальных друзей, пытаясь извлечь оттуда полезную – “ценную и эксклюзивную”, как написал бы любой уважающий себя автор рекламного проспекта, – информацию о покупаемом товаре. “В настоящее время, – строчит в годовом отчете уважающий себя маркетолог, – уровень доверия людей к блогам (виртуальным дневникам) довольно высок. Читатели видят за любым блогом реального автора и полагают, что при описании опыта обращения с товаром или услугой он говорит искренне, так как не находится под каким-либо корпоративным влиянием”.
На языке профессионалов эта абракадабра означает преимущество точечного маркетинга перед сетевым, вопрос лишь в расторопности производителя: корпорации ничто не мешает завести сотню виртуальных блоггеров и столько же вполне реальных литературных негров, которые будут на тысячи ладов прославлять взбирающийся по кривой продаж ширпотреб, – проблема уровня продаж будет решена. Однако проблема не в продажах. Проблема в том, что наступил полный крах доверия целевой аудитории к традиционной рекламе. Отсюда – поиск новых методов, свободных от корпоративного влияния.
Вообще, что такое блог, виртуальный дневник, LJ-account? К чему этот странноватый жанр публичной интимности? На самом деле, это ОБС – “одна баба сказала”. Сказала, что потрескавшиеся пятки лучше подсолнечным маслом натирать (1965), написала в ЖЖ, что крем для нижних век, богатый морскими минералами, сделан вовсе не из дорогущих минералов, добытых со дна Марианской впадины, а из трехкопеечного крысиного яда (2005). Разницы между одним и вторым мессаджем – круглый ноль. Так что эти согбенные фигуры, в густом облачке старческого разложения ожидающие своей очереди к участковому врачу, - тоже блоггеры. Им выписали лекарство, а оно не помогло, они заглянули в телевизор, а там рекламируется что-то чудодейственное, способное вернуть их из инвалидного кресла на танцплощадку, они купили, но остались сидеть в кресле, и вот они бегут в эту очередь, чтобы, тщательно обуздав гнев, прибереженный для строгого врача, участливо обменяться мнениями о методах лечения с одной бабой, которая непременно посоветует сейчас что-нибудь спасительное. Разница между старыми и молодыми, прогрессистами и ретроградами заключена, таким образом, лишь в способе коммуникации, но никогда не в уровне доверия к предоставленной кем-то третьим информации. Традиционные рекламные технологии, нацеленные на то, чтобы потребитель отождествлял себя с героем рекламного ролика, не достигают своей цели, ведь они – полное ничто по сравнению с таким же реальным потребителем. Интернет лишь отменил единство времени, места и действия, благодаря интернету акт коммуникации (он же чат) стал возможен не только в коридоре поликлиники. Разницу в возрасте интернет стер с еще большим успехом. Одни помолодели, другие повзрослели - и возраст исчез.
К примеру, власти ряда штатов в Северной Америке сейчас пытаются ограничить активность игорных сайтов. Они крайне встревожены тем, что подобные невинные забавы успешно и накрепко приобщают к азартным играм совсем уж каких-то несознательных шпингалетов, отчего-то полагающих себя вполне состоявшимися людьми. Власти потеют и кряхтят, но результат выходит жиденький: к непобедимому интернету приходится применять архаический закон “О проводах” 1961 года, запрещающий использовать междугородные и международные телефонные линии для приема ставок на собачьих бегах. Закон тот принимали вовсе не в воспитательных, а в исключительно коммерческих целях – чтобы никто не мог повлиять на результаты бегов. Теперь он валяется без надобности, и с его помощью решили ответить на вызовы времени. Смешно глядеть на потуги законодателей. При чем тут дети, зачем они прикрываются детьми? Дети повзрослели, старики впали в детство, возраста нет. Вы мало видели азартных стариков, которых за неимением соответствующего закона пытаются оттащить от игральных автоматов целые медиаимперии своими мыльными операми? Нет, не мало. Интернет не виноват, дети не виноваты, старики и женщины тоже.
Вот и получается, что не существует никакого конфликта поколений, отцов и детей, дедов и внуков. Есть конфликт сознания косного и формализованного и сознания свободного. Но "свободное" и "формализованное" - это пустые клише, поэтому выразимся точнее: налицо конфликт односторонней и многосторонней коммуникации. Любая реклама, исполненная профессионалами для непрофессионалов, инопланетянами для жителей Земли, высшим разумом для низшего, перестает работать, едва потребитель оказывается в ситуации горизонтальной коммуникации, а не вертикальной. Иерархическое устройство общества само толкает его к тому, чтобы больше верить ближнему, чем высшему. И с этим настолько ничего уже нельзя поделать, что некоторые американские кинокомпании сдались и решили снизить цены на продукцию для России и Китая: все равно контрафактную продукцию не одолеть, а пиратские копии непобедимы. Реклама священного копирайта, на которую были потрачены миллиарды и долгие годы, оказалась нежизнеспособной. У каждого свой копирайт, понятие эксклюзивности утеряно, а главное – утеряно право на истинное, единственно верное знание. Причем, где отцы, а где дети, и кто кого породил и убил – реклама потребителя или потребитель рекламу – уже не столь важно. Даже в таком разрезе конфликт отцов и детей вполне факультативен. Потому что главное неизменно: подсолнечное масло ничуть не хуже VICHI, сайт Livejournal.com ничуть не хуже самого профессионального рекламного проспекта, а китайская копия – лицензионного экземпляра. Твои друзья живут не там, а тут. Там живут твои враги.
 |