Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Зачем живет такая премия?

"Букер - Открытую Россию" пора бы закрывать

Литературным событием последней недели стало оглашение шорт-листа Букеровской премии, определенного жюри в составе: писатель Аксенов (председатель), критики Марченко и Ермолин, писатель Кононов и дирижер Спиваков. Букер, если кто случайно о том не ведает, вручается за лучший русский роман года - а судьи его на сей раз решили поиграть в "клинику" с особым усердием. Получившийся у них шорт-лист не имеет вообще никакого отношения к обсуждаемой и читаемой современной русской литературе - и в этом смысле примечателен.

Шестерка финалистов получилась такая: Анатолий Найман ("Каблуков"), Борис Евсеев ("Романчик"), Олег Ермаков ("Холст"), Денис Гуцко ("Без пути-следа"), Роман Солнцев ("Минус Лавриков" и "Золотое дно"), Елена Чижова ("Преступница"). Кого из участников шорт-листа хоть сколько-нибудь знает читающая публика? Правильно, никого - за исключением Наймана, известного, впрочем, все больше не в качестве романиста, а только лишь в роли второстепенного поэта, друга юности Бродского и "ахматовской сироты". Бывают случаи, когда неизвестность того или иного лица не говорит о нем ничего дурного, когда тихие омуты непризнания скрывают гениев. Но современный русский роман вообще и Букеровский список в частности - не тот случай, здесь речь идет не о продвижении "подлинного таланта, преступно замолчанного продажными журналистами", но об упорном награждении графомании и почти что "самотека", словесности бессмысленной и беспощадной, равно далекой и от "широкого", и от "узко-элитного" читателя.

Избранные букеровским жюри романы невероятно скучны, "обычный человек" их вообще читать не станет, и даже профессиональному литературному критику (коллеге-литератору, филологу) тяжко будет одолеть больше, чем 30-40 страниц. Если самый кондовый соцреализм был хотя бы в чем-то смешон, то нынешний графоманский толстожурнальный поток, вылившийся в шорт-лист этого года, ужасен со всех сторон, ужасен до конца. И даже Найман, являющийся вроде бы очевидным кандидатом на первый приз, а также "известным уважаемым автором", в действительности просто скверный прозаик - не только лишенный собственно дара к сложению слов, но и весьма специфический архисклочный персонаж, чтение вещей которого не вызывает ничего, кроме отторжения. Как объяснить стремление жюри к не просто ошибочной, а какой-то нарочито вредительской, бредовой политике - сказать сложно. Легче всего было бы предположить, что просто именно в этом году в его составе собрались люди в данном вопросе некомпетентные. Однако Букеровская премия в России почти всю свою историю присуждалась словесности второстепенной - мимо нее в разные годы проехали такие бесспорно значимые имена, как Астафьев, Петрушевская, Толстая, Пелевин, Лимонов, Мамлеев, Сорокин, Шаров... Единственный случай, когда Букера вручили и в самом деле по адресу, имел место в 2000 году, когда был награжден роман "Взятие Измаила" Михаила Шишкина. Все прочие премиальные сюжеты были как минимум очень спорными, а то и вовсе сомнительными. А уж Букер-2004, отданный Аксенову за "Вольтерьянцев и вольтерьянок", проявление откровенного старческого маразма когда-то весьма приличного и многими любимого автора - это и вовсе печальнейшая история.

Характерно и то, что даже в изначально отобранном жюри "длинном списке" (22 текста) уже был вполне представительный шорт-лист. По крайней мере, 5 имен из 6 можно назвать сходу - тот же Михаил Шишкин ("Венерин волос"), Дмитрий Быков ("Эвакуатор"), Виктор Пелевин ("Священная книга оборотня"), Олег Зайончковский ("Петрович") и Сергей Носов ("Грачи улетели"). Об этих пяти вещах (и их авторах) можно спорить, их можно ругать, однако все они, взятые в один список - и есть реальная нынешняя литература, читаемая и обсуждаемая, именно они, а не та гора октябрьских палых листьев, которую сгребло в итоге жюри. Кстати: если бы русский Букер вручался в некие вымышленные, как "остров Крым", свободные советские 1960-е и тогдашнее жюри руководствовалось бы теми же соображениями казенной смертной скуки - то председатель Аксенов с его лучшими вещами не имел бы ни единого шанса войти в шорт-лист. Ибо он для советской литературы той эпохи - вариация на тему Быкова и Пелевина, а вовсе не премируемая никчемная нудиловка.

Очевидно, что с такой вызывающе непрофессиональной премиальной политикой русский Букер долго не протянет. Очередные политические репрессии против "Открытой России" позволят устроителям всего дела выйти из игры с гордыми лицами - "русскую литературу преследуют", "мы пали жертвой произвола властей". Бросьте, вы просто ничего не смыслите в романах. Будь наша букеровская история осмысленной - она длилась бы десятилетиями и веками, и никакой Путин-Ходорковский не стал бы ей помехой. А так - не исключено, что мы видим последнее или предпоследнее вручение.

Какова мораль, позволяющая избежать подобных ошибок в будущем и создать, наконец, в России адекватную литературную премию? (в первом приближении она уже есть - "Национальный бестселлер"). Рецепт может выглядеть странным: нужно не подпускать к жюри людей, по роду своих занятий связанных с литературой. Никаких писателей, критиков, филологов и уж тем более издателей. Только читатели - в премиальном раскладе их могут представлять режиссеры, математики-физики, музыканты, словом, "культурные люди, не имеющие отношения к словесности". Именно они сейчас в России читают Пелевина, Быкова или Шишкина - в то время как совсем уж простой народ предпочитает Донцову и Робски, а Аксенов и Ко предлагают нам Чижову и Евсеева. Не случайно в составе жюри этого года именно дирижер Спиваков имел "особое мнение" относительно невключения в шорт-лист романа Шишкина.

А до тех пор, пока Букер будет организован так, как сейчас - быть ему пустым местом на общем литературном фоне. Да и собственно быть ему - осталось недолго.

11.10.2005
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера