Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

В России мода по-прежнему держится только на личности автора

Беседа с Андреем Аболенкиным

В конце октября закрывается Неделя моды в Москве. Время подводить итоги национальных смотрин модной индустрии – 2005, и этим уже занимаются журналисты гламурных СМИ. Но наш разговор с консультантом Недели Андреем Аболенкиным, по старой русской традиции, зашел не столько об ультра-модных тенденциях, – сколько о смысле жизни моды и роли нашего отечества в ее спасении.

 

Есть ли у Недели моды в Москве какой-то message, по аналогии с модными домами? В чем он, и кому адресован?

В России полторы сотни активно работающих домов моды, но собственный достойный показ может провести, дай бог, дюжина. Количественно на Неделе моды в Москве представлена треть домов, но это не тридцать процентов рынка. Здесь сливки – практически все художники, о которых вообще имеет смысл разговаривать. Проведя несколько дней здесь и посмотрев по сторонам, можно сделать адекватный вывод о том, что будет представлять российская мода в ближайшие полгода.

Основное послание: национальный дизайн востребован и престижен. Его художественное качество уже давно не вызывает сомнений – достаточно вспомнить огромный резонанс Недели высокой моды. Работа НММ с прессой и байерами показывает, что и потребительские качества отечественной дизайнерской одежды получили признание; происходит настоящий взрыв клиентского спроса и интереса СМИ. В центре этого процесса – сезонные показы в Гостином дворе.

Какие изменения ожидают индустрию моды в ближайшее время? Куда стремится одежда с большей скоростью – к функции (все оденутся в футболки и джинсы, а высокие дома, в свою очередь, будут разрабатывать именно эту одежду) или к полной бесполезности (дизайнерская одежда «с тремя рукавами» будет прогрессировать)?

Есть передовое направление прикладного дизайна одежды. И есть индустрия обслуживания клиентских потребностей. Это вещи противоположные, хотя и то и другое называют модой. В промышленном производстве произведения искусства не создаются – я в этом уверен. Можно говорить о высоком ремесле, но и оно утрачивает свое значение.

В настоящий момент меняется шкала ценностей. Раньше мода была явлением культуры. Индивидуальное четко противопоставлялось массовому. Сейчас есть лишь противостояние коммерческого и некоммерческого. Все определяется не эстетикой, а выбором рынка. Мерилом «добра и зла» стала возможность применения дизайнерской идеи к конкретным условиям производства или продаж. Часто модельера пытаются превратить в придаток маркетинговой структуры. В этом случае его ценность и ценность его работы нередко ищут совсем не в их художественном качестве.

Модные дома учитывают это, пытаются как-то вернуть моде ее первоначальное предназначение?

Модные дома, за редким исключением, занимаются исключительно обслуживанием, они не проводят собственной стратегии развития индустрии. Потому что они либо акционированы, либо продали права на использование своего имени, либо привлекли столько средств со стороны, что полностью подконтрольны инвесторам. Таким образом, вопрос о пользе или приоритетах решается только флагманами индустрии, и в творческом процессе ведущее положение занимает не художник, а обезличенная группа.

В модной индустрии, прежде всего, продаются ненужные вещи. Это не недостаток, а ее свойство. Делается это при помощи возвеличивания ненужного, ненужного с обиходной точки зрения. Мода работает на то, чтобы сломать «нормальный потребительский запрос». Ей это удается: из года в год люди покупают одни и те же вещи. Не потому что прошлогодние были дрянными и износились, а потому что приобретается больше, чем надо. Это утверждение новой потребительской схемы, которую психологи, вероятно, назвали бы «суггестивной». Люди охотно следуют советам и считают ненужные им вещи необходимыми.

Получается, запросы тех, кто следуют советам модной индустрии, ненормальны?

Ненормально то, что происходит в самой модной индустрии, которая работает не от запросов рынка, а от его потенциальной емкости.

Недавно я слышал совещание маркетологов, которые в очередной раз обсуждали: на каких основаниях строить бренд. Один говорит: надо делать глубокие срезы, чтобы ловить психологическую тенденцию, чтобы предлагать даже не товары, а характер их подачи, соответствующий потребительским ожиданиям – тогда продашь все, что угодно. Другой говорит: надо изучать реальные потребности и работать в нишевых рынках, так легче добиться лояльности и стабильного роста. А я, как потребитель слушаю и хочу им сказать: мне не нужно рассказывать о моих потребностях. Я и так потребляю больше, чем могу себе позволить. Как у потребителя, у меня задачи не меняются: получить за свои деньги именно то, что я ожидаю. И пока у меня есть хоть капля здравого смысла, я буду всеми силами бороться против того, чтобы мной не манипулировали.

Как у специалиста, консультирующего большое число проектов в моде, и бывшего юриста, моя позиция еще определеннее. Нельзя ни на секунду забывать, что главной мотивацией и оправданием рынка должен оставаться потребитель. Его интересы и права доминируют, хотя бы в силу их большей общественной и экономической важности, затмевающей интересы любой группы производителей или продавцов. Если говорить о лояльности, как об основном признаке возникновения бренда, ее легче всего добиться именно с этих позиций, а отнюдь не манипулированием.

Как нами манипулируют?

Надо различать понятия: нужное и желаемое. Продаются не желаемые вещи, а те, что можно продать. И это стало основной тенденцией работы всех ретейлеров. Заходишь в московский бутик и видишь, как они формируют ассортимент. Я понимаю, что в условиях дорогой аренды легче продать одну дорогую вещь, чем 10 недорогих. Для массовых магазинов ситуация иная, но также ориентированная на тенденции верхнего сегмента. У бутика, предположим, есть 50 «верных» клиентов, про которых известно: эти купят либо раскрученную вещь, либо представленную в качестве модной. К спросу или потребностям это отношения не имеет.

Скажем, дама, представитель «среднего класса». Она берет в зубы 1000 долларов, чтобы пойти и купить: удачно сидящие брюки, сапоги с круглым мысом и каблуком не больше 6 см. (чтобы он не был квадратным или «рюмкой»), универсальный трикотаж хотя бы с 30% кашемира (чтобы он не скатывался и морально не устаревал за сезон). И чтобы все ей лично понравилось. Это – нормально. Но ни в одном московском бутике этого сделать нельзя, поскольку цена и потребительское качество попрощались, похоже, навсегда.

Это только у нас или везде? Есть ли разница в отношении к одежде как способу коммуникации и самопрезентации  в России и на Западе?

Тенденция мировая. Сейчас многие консультационные компании делают большие деньги на том, что говорят о «влиянии улицы», «голосе потребителя», который надо «вылавливать». А давайте разберемся, кто такой этот современный потребитель и разумно ли на него ориентироваться? Процветает «потребительский аутизм». Люди не отличают товары по свойствам и просто не знают о том, что есть качество. Есть «точки», на которые принято ориентироваться: цена, страна происхождения, место продажи, марка. При современной расстановке производственных приоритетов и, главное, установке – продажи важнее – ни один из этих признаков не дает гарантий элементарного качества, а уж тем более, наличия «нематериальных ценностей».

Тут каждый должен быть экспертом, другого пути нет. На этом раньше строилось само понятие элитарности. Элита знала, как определить настоящее качество, масса – нет.

Сегодняшний рынок не ждет от потребителя информированности. Более того, стремится ее избежать. Понятие элитарности полностью стерлось. Доходит до непристойных оксюморонов, типа: «люксовая часть массового рынка». Компании, подобные «Дизель» или «Адидас», по определению массовые. И когда они говорят о том, что у них есть вещи, соответствующие требованиям «элитарности», это возмутительно.

В России, может быть, тенденция несколько ярче. Во-первых, у нас характер потребления часто не соответствует уровню дохода. Девушка-студентка покупает слишком дорогую вещь, и после полгода жарит себе по три яйца в день, потому что залезла в долги.

С другой стороны, есть не только разные потребительские ожидания, но и разная потребительская мораль. В России нет «старых денег», у нас нет людей, которые унаследовали капиталы. У нас все деньги «срублены» недавно. Мало кто может доказать, что он свой статус унаследовал. Поэтому людям быстро пришлось выстраивать сигнальные знаки новой социальной иерархии – совсем недавно их просто не было. Отсюда и отсутствие стиля потребления, и варварское самовыражение через одежду и броские внешние символы.

Способствует ли Неделя моды в Москве укреплению статуса одежды как знаковой системы? Вообще, как Неделя может оздоровить индустрию?

Как я говорил, Неделя моды в Москве – сама по себе стержень индустрии. Возможность попасть на такие «национальные смотрины» стимулирует авторов, если хотите, формирует национальный дизайнерский стиль.

А в чем он?

Если искать национальный дизайнерский стиль в культурной традиции, в историческом наследии, то… будущее российской моды – ее несостоявшееся прошлое. Школы как таковой нет. Сейчас вопрос о национальных школах вообще сомнителен. Раньше можно было взять вещь в руки и сразу сказать не только о том, где она сделана, но и о том, где дизайнер учился. Теперь идеи распространяются быстро, адаптироваться не успевают. От дизайнера ждут «усредненного» взгляда, поскольку вещь должна попасть абсолютно во все рынки, быть универсальной.

Однако есть разные способы выдвижения авторов, проживающих на той или иной территории. В российской моде – своя специфика. Не красные сапоги, розы по сатиновому полю, отделка мехом и т.д. Этот пережеванный фольклор к моде не имеет никакого отношения. У нас есть другое ценное качество: даже те художники, которые стремятся попасть в демократические ниши, сохраняют элитарное мышление. Сказывается исконная традиция «богоносности». Наш дизайнер не людей одевает, он произведение создает. Вопрос о деньгах очень часто задается во вторую очередь.

То есть, он не такой рыночный?

А он, кстати, и не может таким стать. Большая иллюзия, что вход на массовый рынок дешевый. Говорят: чего проще, отшей миллион шмоток на тридцать тысяч долларов в Китае, продай и будь счастлив. Наоборот: чем демократичнее рынок, тем дороже туда вход. Он настолько насыщен, что потребитель не успевает делать различия между вещами. Идентификаторы на заполненном рынке стоят безумных денег.

Но российские творцы не только не могут, но и не хотят идти в обслуживание. И для индустрии моды это хорошо. Труд наших дизайнеров не так дорог, как на Западе, и его перенесение в конечную стоимость не связано с головокружительными затратами. Именно поэтому у нас продажи дизайнерских вещей пошли «сверху». Это в то время, когда все коммерческие компании выходили под иностранными именами. В России ведь до сих пор в масс-маркете вопрос о потребительском патриотизме сомнителен. А люди в верхних сегментах рынка быстро сориентировались: оказывается, за относительно небольшие деньги можно купить килограмм дизайнерского мозга! Обратите внимание, в последние полгода – взрыв спроса на российскую дизайнерскую одежду. 10% люксового ассортимента уже отводится под российские произведения.

Это не случайность, а закономерность. На мой взгляд, есть лишь одна возможность найти хороший баланс между коммерцией и искусством. Это индивидуальная, или как принято говорить, аутентичная работа. Это качество (пусть и в удобной расфасовке) по-прежнему очень ценится на рынке. Даже в условиях новой иерархии ценностей художник может занять достойное место. С одной стороны, он творит. С другой – его творчество получает рыночное признание.

21.10.2005
Михаил Грунин

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера