Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Орден реченосцев

Оглашен шорт-лист Премии Андрея Белого’2005

Хотя она, собственно, и не премия вовсе - в распространенной, профанной трактовке понятия. Материальное наполнение сугубо символическое: большинство газетных заметок, посвященных награде, из года в год муссируют в заголовках джентльменский комплект - поллитра, целковый, яблоко. Больше муссировать нечего. Во-первых, читателям общеупотребительных газет номинанты в массе своей чужие. Заходя в книжный, эти читатели могут наблюдать на специально выгороженных стеллажах томики с именами шорт-листеров на корешках, но не покупают и впредь не купят. Во-вторых, околопремиальные интриги (коих, по слухам, еще как хватает) никогда не выходят наружу - из соображений корпоративной надменности.

Да; пожалуй, «корпоративная» - единственно верный эпитет, пусть и парадоксальный. Внутри корпорации, о которой речь, существуют специфические полит- и бизнес-тактики, однако сама ее арматура, без всякого сомнения, выкована прециозным молоточком искусствоведа. «Белочка», учрежденная в 1978-м редакцией подпольного журнала «Часы», могла казаться фрондерской разве что в цензурную эру. На деле она с первых шагов поддерживала бунтарство не политическое, а эстетическое. Каковым и при соцреализме, и при постмодерне оставался классический авангард. «Премия призвана фокусировать внимание на авторах, ориентированных на обновление принципов письма и радикальные инновации в сфере тематики и художественной формы». Эта фраза из учредительного документа чуть не дословно повторяет энциклопедическое определение модернизма. Взглянем на ретроспективу лауреатов: заданный азимут выдерживается железной рукой. Айги, Соснора, Кривулин, Драгомощенко, Жданов, Парщиков, Абдуллаев, Мамлеев, Саша Соколов, Евгений Харитонов, Елизавета Мнацаканова, Ольга Седакова, Елена Шварц... Есть в реестре и Лев Рубинштейн; но премия ему присуждена не за постмодерновую, пробу негде ставить, «карточную» поэзию, а за эссе; многозначительная разница для тех, кто понимает.

Понимают, увы, немногие. Авангардное искусство - крепкий орешек даже для кабинетных экспертов. Поди отличи навскидку инновацию от графомании; бывали ведь в истории искусствознания и ошибки, да еще какие скандальные. В этом-то и заключается высокомерие премиального оргкомитета: его вердикты не поддаются дилетантскому анализу. Аргументированно оценить в кратком газетном или сетевом комментарии шансы фигурантов любого «короткого списка», в том числе и теперешнего, на финальную победу невозможно. Для этого надо сочинять о каждом из них пространное литературоведческое исследование. Такие исследования, впрочем, сочиняются и публикуются - в качестве книжных предисловий и статей в умных журналах вроде «Критической массы» или «НЛО». Человеку со стороны их прочтение мало что дает. И объекты, и адресанты, и адресаты этих текстов - люди, находящиеся внутри: члены корпорации. Уроборос вдумчиво кушает собственный хвост.

Вот как сказано об одном из претендентов на нынешнюю «белочку» Арсении Ровинском: «Если рассмотреть возможность довольно широкой расстановки единяще-консолидирующего «мы» относительно множества персонажей поэта, то становится понятно, как в книге Extra dry продолжается начатое в «Собирательных образах» освобождение лирического героя от традиционно навязываемых ему личностных презумпций». Ну красота, свободу лирическому герою! А растолкуйте-ка по-простому, хороший ли Ровинский поэт? Талантливый ли? Не растолковывают. Подобные критерии принципиально исключены из зоны исследования. И поделом. Они антисистемны.

Вы возразите, что вместо статей целесообразно прочесть сами произведения - мероприятие вполне осуществимо, если не пожалеешь пары-тройки тысяч рублей, - составить о них собственное мнение и озвучить его. Ан нет. Предположим, я сообщу вам, что шортлистерка Степанова, на мой взгляд, щедро одарена, а шортлистер Львовский неисправимо бездарен. Это будет еще более антисистемно. Попросту смехотворно. Отчего? Приведу прозрачный пример.

В этом году объявление перечня финалистов было приурочено к кратной дате - 125-летию со дня рождения патрона-эпонима. В оперативных откликах на юбилей его харизматичная фигура предстала не то чтобы с самой выгодной стороны. Скажем, Андрей Немзер подчеркнул, что как человек Белый был тяжел в быту и романтически нечистоплотен, как ученый - недостаточно капитален, как художник - неровен. Реальный продукт всякий раз оказывался на голову ниже авторских амбиций. «Петербург» не стал русским «Улиссом». Стихи выветрились из коллективной памяти, никто-де уже не способен продекламировать несколько строк экспромтом.

С последним замечанием я поспорю. Разбудите меня до первых петухов, гаркните в ухо «Бугаев! Белый!» - и я без паузы оттарабаню: «Там в пурпуре зори! Там бури! И в пурпуре бури внемлите, ловите - воскрес я, глядите, воскрес! Мой гроб уплывет - голубой в голубые лазури... Поймали, свалили, на лоб положили компресс»... Гм. Боюсь, стихи хреновые. У Белого наверняка встречались и получше. А запомнились почему-то именно вышеприведенные. Разве это бросает тень на мэтра? Скорее уж на меня. Традиционно навязывающего ему свои личностные презумпции.

Впитали? Находясь вне системы, вы можете смаковать рассказы провинциального почтальона Анатолия Гаврилова и позевывать над экспериментальной прозой столичного медгерменевта Юрия Лейдермана. Наслаждаться изобретательной эссеистикой питерца Александра Секацкого и скрежетать зубами, продираясь сквозь лингвистические построения москвича Бориса Дубина. Но коли вы запретесь в комнате без окон, сядете и прочтете вошедшие в шорт-лист опусы один за другим, у вас не останется индивидуальных предпочтений. В ушах зазвучит слитный, равномерный гул трактора по имени авангард, усердно корежащего отверделые языковые конгломераты ради обновления принципов письма. Для идеологов премии Андрея Белого первостепенно важен именно гул, а не индивидуальные достоинства и недостатки авторов - участников процесса. Эта премия - не что иное, как способ манифестации гула вовне плюс средство поддержания трактора в рабочем состоянии. Механизм, информируют нас, фурычит. Модернизм жив-здоров.

В «короткий список»-2005 включена монография Игоря Вишневецкого на увлекательнейшую, животрепещущую тему «Евразийское уклонение в музыке 1920-1930-х гг.». Я знаю Игоря с его пеленок. В возрасте трех месяцев он наизусть декламировал Гельдерлина, полутора лет от роду сложил первый венок сонетов, в старшей группе детского сада завершил диссертацию о метафорике левой ноги у Введенского и Пессоа. Затем уехал преподавать что-то в Штаты, научился эффектно раскуривать трубку... и как одержимый писал: поэзию, прозу, критику, литературоведение, имейлы, эсэмэски - все прихотливей, эзотеричней, радикальней. Результат налицо. Номинация в шорт-листе - награда за послушание; не в педагогическом смысле, а в самом что ни на есть клерикальном. Дело не в том, насколько ты одарен, а в том, насколько прилежен в вере. Тебя отметят за тщание раз, другой; не за горами и главная награда, тем паче что круг послушников узок. Авангард не курорт; его каменистые тропы не для сибаритов.

Не думайте, что я иронизирую. Я восхищаюсь. Какая литературная институция может сегодня похвастать столь четким стратегическим видением культурного процесса? А никакая. Повсеместно разброд и шатания, подмена критериев, крушение ценностных шкал. И лишь у «белочки» - алмазная иерархия, детализированное ощущение своей поляны, логичной и выстраданной повестки дня. Любые издержки здесь оправданны.

Оправданна и экспансия на сопредельные поляны: ведь их границы толком не охраняются, на территориях царят коррупция, анархия и промискуитет. А даже если б не царили - безупречный катехизис справедлив повсюду, вне зависимости от юрисдикции. В последнее время благосклонность Андрея Белого систематически изливается на персонажей из сферы так называемого мейнстрима, и что же? Мы всякий раз смотрим на этих вроде бы давным-давно знакомых и знаковых персонажей новыми глазами, постигая их истинную, глубоко некоммерческую натуру.

Так в 2002-м обрел свой законный шесток Лимонов. В 2003-м - Пелевин. В 2004-м - Петрушевская. Теперь, в 2005-м, - Михаил Шишкин и Евгений Гришковец. С Шишкиным ситуация элементарная: он убежденный послушник, прирожденный душитель-воскреситель слов, разве лишь жюри «Нацбеста» оказалось не в состоянии это почувствовать и село в калошу. А вот с Гришковцом все не настолько очевидно. До сих пор мы считали его мастером гламурной stand-up comedy, этаким Петросяном для экзальтированной богемы. Слепцы. Гришковец-то, выясняется, тоже того. Избран. Гудит. Эх, недолго ему лицедействовать, радоваться да веселиться; его бутылка, яблоко и целковый - уже на небесах.

28.10.2005
Борис Кузьминский

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера