Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Искатели жемчуга

Кинорежиссеры против DVD

Индустрия кино подумывает о том, что пора бы уже выпускать DVD-копии одновременно с выходом фильма в прокат. Такое желание оправдано и потому извинительно: кинематографу все труднее соперничать по популярности с анимационными компьютерными игрушками, которые уже обогнали его по сложности спецэффектов и плоскости побуждаемых эмоций; боязнь проиграть в деньгах растет пропорционально сужению пространства для гешефта, - отсюда и желание быть всего на полшага позади моды, что есть, как мы знаем, бонтон.

Бонтон бонтоном, но, экономически нецелесообразный, он превращается в шик и даже в непозволительную роскошь. DVD-копии, конечно, продукт передовой технологии, но, выражаясь языком рынка, - всего лишь банальное вторсырье. Ширпотреб в буквальнейшем смысле этого слова. Тираж DVD-копий определяется мерой успеха фильма среди широких народных масс, а иных способов измерить этот успех, чем прогнать фильм в кинотеатрах, на сегодняшний день не существует. Возможно, в будущем появятся новейшие приборчики, тест-системы, куда можно будет засунуть едва смонтированный продукт – и на экране высветится, как в караоке: «Вы снимаете кино великолепно. Сто баллов». Пока же главным показателем успеха является старая добрая сумма бокс-офиса. И, наконец,  как быть с продажей лицензий, на которых кинокомпании зарабатывают до 40% прибыли? Ведь, кроме производителей DVD, набросятся телевизионщики – платные и бесплатные, - подставляя эфир. Коммерческая выгода от DVD-торопливости весьма и весьма сомнительна.

Но вместо такого резонного и приземленного возражения из уст кинорежиссера Манноя Найт Шьямалана прозвучала гневная филиппика. Кинорежиссер заявил, что не хочет снимать для DVD, ибо такая практика грозит уничтожить идентичность кинематографа. “Если я не могу делать фильмы для кинотеатров, я не хочу делать их вообще. Ведь самые магические моменты – это когда ты сидишь в кинотеатре рядом с кем-то, можешь делиться своими впечатлениями с ним, чувствовать себя частью коллективного разума”.

Что ж, поговорим об эстетических противоречиях.

Манной Найт Шьямалан отчаянно лукавит. Ничего магического в коллективном разуме нет. Кто-то сморкается, кто-то громко разворачивает конфету, кто-то ржет в неподходящих местах. У кого схватки, у кого метеоризм, а у кого икота. В опере вот публика поприличнее: трудно приманить на «Искателей жемчуга» попкорножвачных животных, как Ларс фон Триер приманил их на х/ф «Догвилль», желая, видимо, сосчитать, сколько его собственных персонажей придет посмотреть его фильм, не подозревая о том. С оперой так не выйдет: Николь Кидман не умеет петь. Именно потому оперная публика испытывает ни с чем не сравнимую ненависть к коллективному разуму: общее переживание ненавистно ей; достаточно кому-то даже не чихнуть, а просто глубоко вздохнуть в момент, когда меццо-сопрано чуть не срывается на высокой ноте и все-таки не срывается, вытягивает, молодчина, талантище!!! – и к нарушителю гармонии повернутся десятки искаженных гневом лиц и зашипят на низких, очень низких нотах – немузыкально так зашипят.

Преимущество оперы перед ее телеверсией – приложением к Святославу Бэлзе – вовсе не в возможности «делиться своими впечатлениями» с сидящими рядом. Акустика, оркестровая яма, живые голоса поют, икра в буфете, первый звонок, строгие одежды, поклоны артистов. Спектакль и зрелище – две разные вещи, и в опере зритель почти равен актеру, он принимает в спектакле деятельное участие, искалывая себе руки шипами роз, завернутых в пошлую бумагу с невероятной ленточкой. В кинотеатре он полностью лишен этой возможности: даже во время премьерного показа авторы фильма могут появиться лишь перед просмотром, и говорят по большей части чудовищные банальности о том, как трудно им было работать и как им страшно представлять свое творение на суд публики. Некому дарить букеты и аплодировать, коммуникация зрителя и автора сведена к нулю, спектакля не получается.

С акустикой тоже беда: преимущества долби-кинотеатра перед DVD-приставкой выглядят все более сомнительными, ибо домашний кинотеатр со всевозможными вариантами «звука» и, главное, полной свободой его регулировать, да и не только его, даст любую фору любому самому современному кинозалу. Стереозвук, наушники, эквалайзеры, кнопочки, рычажки, стереоизображение. К тому же металлический кружок DVD можно вертеть и так, и сяк, смотреть фильм слева направо и сверху вниз, менять язык и возвращаться по сто раз к эпизоду, где Шарон Стоун улыбается искусственными зубами почти как настоящими. А в кинозале – только плохие или, чего доброго, золотые зубы рядом сидящих, которые разевают напомаженные рты: «Хах! Ха-ха-ха-ххх!».

Ничего магического. Кинорежиссер Шьямалан думал не о зрителях – он думал только о себе. Опостылевшие фестивали и модные премьеры, публика в зале – исключительная заслуга продюсера и нанятых им рекламщиков, с достоинством занимающих важные места в партере. Это вообще не зрители, это особая порода людей, чей бизнес – ходить в кино. Треть из них – ненавидящие друг друга кинокритики: будто старая актриска, выходящая в свет исключительно из конкурентных соображений, кинокритик является на премьеру с целью показать, что последнее слово будет за ним, а не за коллегой из другого издания. К формированию мнения о фильме все это имеет весьма приблизительное отношение, ибо кинокритиков читают только другие кинокритики, на мнение которых это никак не влияет.

Кинорежиссер отлично знает, что вся эта ярмарка тщеславия никакого отношения не имеет к публике. Он чувствует, что успех его фильма не обеспечен успехом премьеры, - это всего лишь успех продюсера, а уровень продажи DVD-копий говорит об успехе нанятых продюсером рекламщиков.  Ему, бедному, не остается вообще ничего.

А так хочется восторженных глаз, аплодисментов, криков «браво!» и «бис!», - прямо как в опере. Быть если не Пуччини, то хотя бы Чечилией Бартоли. Никто не верит, что все это сделал он, сам все придумал, поставил, заставил ходить, говорить, плакать, пить чай. И вот ему хочется обмануть себя хоть чем-то, каким-нибудь мифом о том, что искусство кино творится в кинозале, при живом участии публики, ему хочется, чтобы кино оставалось театром, но оно не может. Публика, желанная и неблагодарная публика ничего не понимает: не будучи участницей действа, она инстинктивно отторгает режиссера, забывает о нем и, чтобы, не сходя с места, не умереть от огорчения, горячо влюбляется в актера. Актер прекрасен, недосягаем и неувядаем, готов к универсальному использованию и привычен к любому носителю – от DVD до газетной бумаги. А режиссер плоский, как кинопленка, с дырочками, легко воспламеняется и сгорает, так и не дождавшись вызова на поклон.

09.11.2005
Карен Газарян

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера