Юрий Башмет нарисовал 40-ю симфонию Моцарта. Он изобразил ее на корове. Не на живой, на пластиковой корове. Маленький завод под Варшавой изготовил несколько десятков пластиковых коров по 10 000 евро каждая – и пустил их по миру. Началась грандиозная акция “Парад коров”. Знаменитые музыканты и художники разрисовывали муляжи, после чего устраивался аукцион, и безвестные толстосумы разбирали их уже за большие деньги. Тощих сменяли тучные.
Так вот, Башмет нарисовал 40-ю симфонию Моцарта, Игорь Бутман “Радугу", Борис Гребенщинков “ОМ”, ну а Андрей Макаревич – “Аврору". Иных художественных рефлексий от крупных деятелей отечественной культуры, последние пятнадцать лет вылезающих из-за фуршетного стола только для того, чтобы отправиться на очередную выставку актуального искусства, никто и не ожидал. С молотка ушли все 29 великосветских коров. “Аврора” Макаревича оказалась самой дорогостоящей – ее кто-то купил за 38 тысяч евро. Организаторы “Парада коров” ждут, когда новые счастливые обладатели коров перечислят деньги в пользу детских благотворительных организаций.
Если это состоится, тусовочную живопись, какой бы убогой она ни была, можно простить. Потому что тусовка расщедрилась и подкинула детишкам на конфетки. Криво, через третьи руки, но подкинула. Просто так денег дать – западло, пиару мало, да и не тот это пиар. Зато корову размалевать – и себе развлечение, и друзьям прикольно, и в прессе напишут: “Знаменитый музыкант с многогранным талантом показал себя ярким, самостоятельным художником”. Макаревич, рисует еще хуже, чем поет, но если знакомые ребята готовы выкладывать за это 38 000 евро, то пусть. Не исключено, что вскоре “Аврора” будет кочевать с одной выставки на другую. И будут опять приходить друзья, и друзья друзей, и друзья друзей друзей, и глазеть, и ахать, и нанятые всего за 38 евро искусствоведы будут искать пространственную перспективу, и находить ее. Ради Бога. Только о детишках не забывайте.
В отличие от организаторов, покупатели изукрашенных буренок, движимые в первую очередь корпоративными соображениями и в последнюю - человеколюбием, оказались в самом идиотском положении. Творческая интеллигенция повеселилась и засветилась еще на одном мероприятии, организаторы “Парада коров” заработали немного деньжат и пропиарились, детишки получили реальную помощь. Толстосумы, выложившие десятки тысяч евро за актуальные полотна, не только не поняли библейской аллюзии на тучных коров, сменивших тощих, но и не сумели постигнуть простейшей метафоры о дойной корове, в роли которой сами же оказались. Задача любого акциониста – оставить в дураках клиента, чтобы тот с довольной улыбкой расстался с деньгами, будучи уверен, что стал моднее, лучше, значительнее. Коров им впарили в резиденции посла Великобритании в России – редкой красоты здании с открыточным видом на Кремль, – назвав процедуру впаривания закрытым аукционом "Сотбис". Этот последний аргумент был призван покончить с любыми сомнениями и покончил с ними.
Одновременно с коровьим аукционом произошло еще одно культурное событие. Председатель попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максим Викторов приобрел в Лондоне за 568 000 фунтов стерлингов на аукционе “Сотбис” скрипку работы мастера Карло Бергонци, некогда принадлежавшую Николо Паганини. Покупатель выразил надежду, что она принесет в Москву дух и энергию итальянского виртуоза. Он пообещал, что приобретенная им скрипка обязательно прозвучит 1 декабря в Большом зале Московской консерватории на закрытии Московского международного конкурса Паганини.
Организаторы лондонского “Сотбис” не рыдали искусственными слезами над голодающими детьми. Их акция по продаже скрипки Паганини не была благотворительной. Максим Викторов – не лох, который выложил миллион долларов за кусок деревяшки, покрытый лаком только потому, что на ней когда-то играл прикольный чувак с длинными пальцами и длинным же носом, который вообще рулил в позапрошлом веке и однажды так круто прогнал каприччиозо всего на одной струне, что нарядные чуваки в натуре офигели в своих бархатных креслах. Его никто не развел, Максим Викторов отлично знает, что скрипка Паганини может и должна стоить 568 000 фунтов, и знает почему.
Чтобы продать на аукционе скрипку Паганини, не нужно ни давить на жалость, ни эксплуатировать жалкое эго тусовщиков, по совместительству являющихся видными деятелями современного искусства. Артефакт в данном случае вполне ликвиден. Продается Паганини, или, в крайнем случае, Бергонци, а не лакированная деревяшка. Первый случай, казалось бы, похож на второй: конечно, речь не идет о продаже пластиковой буренки. Кто же продается? Игорь Бутман? Андрей Макаревич? Юрий Башмет? Нет, к сожалению. Слишком мало лет прошло. Покупателю подсовывают вторсырье. Ему продают словосочетание “закрытый аукцион Сотбис”. Только в этой обертке можно продать художества Макаревича и Игоря Бутмана. Иными словами, спасибо все тому же Паганини. Скрипка, конечно, зазвучит 1 декабря на Международном конкурсе имени великого скрипача и композитора, но Юрий Башмет, автор коровьего полотна “40-я симфония Моцарта”, к сожалению, альтист. И его мы не услышим.
|