Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Второе дыхание Чейн-Стокса

Как выгоднее всего оживить старую музыку

                          «…довести старую мелодию до нового хита – тоже искусство»

                                                                                                               Kanye West

Года три-четыре назад, когда песня «Letter to my unborn child» (Письмо моему нерожденному ребенку) Тупака, как и все остальные его произведения, еще не успела въесться в мой мозг и составить с ним единое целое, один мой знакомый открыл для меня удивительную вещь. Тупак, будучи человеком очень проницательным в отношении хитов, купил лицензию на этот трек у Майкла Джексона за 3 миллиона долларов (точная цена до сих пор неизвестна, но склоняются именно к этой сумме). Сделав столько гениальных и отразившихся на музыкальной истории творений, Тупак Амару Шакур, видимо, просто не представлял свой музыкальный портрет без этой дорожки. Другого объяснения игнорированию услуг битмейкеров лейбла «Death Row», где числился Тупак, просто невозможно найти.

Сложно сказать точно, когда началась история сэмплирования  и прочих заимствований в хип-хоп культуре. Но большинство все же уверены, что начало этому плагиатскому раю положили «Beastie Boys». В конце 80-х они записали песню, содержавшую фрагменты легендарной записи Элла Купера «Flute Thing». Благодаря этому факту  альбом «Beastie Boys» разошелся тиражом в 5.000.000 копий. В следующие пару лет хип-хоп исполнители засэмплировали почти все творчество Купера. Это положило начало сложному процессу, который в итоге привел к тому, что почти все рэп-альбомы сегодняшних дней от первого до последнего трека содержат фрагменты старых, или более современных, хитов.

И все же первый камень в мост между хип-хопом и другими культурами заложили “Run DMC”. Мало того, что их клип первым из рэп-музыки показали на MTV, что сделало хип-хоп официальным явлением в истории музыки, так еще и песня “Walk This Way” была записана с Aerosmith. То есть, рэп с самого начала своего развития как отдельного и сверхпопулярного направления пошел по пути слияния жанров и культур. Судя по сегодняшней коммерциализации хип-хопа, эксперимент прошел, мягко говоря, удачно. Удачным при этом можно считать не только стилистическую компромиссность рэпа, но и юридическую. Страсти по копирайту здесь странным образом приглушены. Среди цитирований музыкальных фрагментов, слов и т.д. можно выделить  прямое заимствование и скрытое. При прослушивании песен с прямым заимствованием слушатель может сразу сказать, кем был написан и кто исполнял «исходник» - он изначально популярен. При скрытом, соответственно, потребитель не слышал источник ранее. Прямое заимствование изначально используется с целью попадания на высшие строчки Billboarda, за счет поддержания и эксплуатации той атмосферы песни, которая когда-то была заложена, хоть и в другом стиле. За скрытое заимствование отвечает прежде всего личный вкус битмейкера, который нарезает сэмплы из песни, никогда не пользовавшейся спросом (раз ее никто не знает). А значит, он дает ей второе дыхание, планируя либо сделать рэп не для всех, либо оставить бит для артиста, способного услышать в нем «бомбу», либо создать что-то очень популярное и очень новое. Во всех этих случаях звукорежиссер пишет просьбу о разрешении использования фрагментов трека и отправляет ее в лейбл, который когда-то выпускал «исходник». Затем, конечно же, на обложке диска, где эта песня издается, можно будет найти строчку: «с разрешения такого-то лейбла».  Передача права на никому не нужную мелодию за возможность отметиться на стопроцентно хитовом диске считается за счастье.

Но сэмплирование можно дифференцировать не только как прямое и скрытое. Есть еще и стили, какие-то свои фишки битмейкеров. Например, Kanye West собрал все возможные награды за последние два года не просто так. До того, как стать самостоятельным артистом, он делал музыку на “Rocafella Records” таким гигантам индустрии как Jay-Z, Beanie Sigel и Memphis Bleek. Его изобретением стало оригинальное заимствование голоса. Он брал вокал из чей-либо песни, клал на бит и ускорял до таких скоростей, что даже мужской голос становился похож на нечто среднее между голосом маленькой девочки и недорезанного поросенка. Эти дорожки стали визитной карточкой “Rocafella Records” и до сих пор являются сверхмодными и стильными. Выражение «Трек от Kanye West`a»  стало метафорой в штатах, и его услуги сейчас стоят не менее $500.000 за песню.

То есть оплачивается в большинстве случаев именно оригинальный подход, что-то кардинально новое. Чаще всего это и есть скрытое сэмплирование или, просто, «второе дыхание». По этой технологии хип-хоп исполнители сейчас штампуются со скоростью звука. Необязательно, чтобы трек был потенциальным хитом, важно создать фирменный стиль артиста. Если слушатель может сказать, кто это, по первым секундам, музыканта можно считать успешным, и нет сомнений в том, что следующий его альбом станет мультиплатиновым. При этом понять, из какой незамеченной ранее песни взяты сэмплы, можно только по маленькой строчке в информации о треке и то, исключительно на лицензионном диске. Таким образом, смещается как бы сам объект авторского права – не мотив требует защиты, он вторичен. Первичен же прием, технология обработки мелодии, новая форма ее подачи. В этой форме, а не в ее мелодическом «поводе», лежит фирменность и оригинальность, а, стало быть, и главная коммерческая сила трека.

В прошедшем году одним из главных музыкальных событий стало финансово обоснованное появление на американской рэп-карте штата Техас, а, точнее, города Хьюстона. Стоит заметить, что один из самых раскрученных ныне действующих лейблов «Swishahouse» взорвался чересчур громко для заокеанского шоу-бизнеса не просто так. Это была бомба замедленного действия. В начале 90-х Dj Screw начал применять технологию замедления голоса, а порой и самого бита. Где сейчас Dj Screw мне неизвестно, но половина людей, работавших с ним, сейчас именно на “Swishahouse”. Фишку с замедлением назвали “chopped&screwed”, а родиной этого изобретения, естественно, стал Хьюстон. После того, как такие техасские рэпперы как Майк Джонс  и Пол Вол переняли это достижение, почти каждый выходящий альбом хип-хоп артистов из Хьюстона становится платиновым в первую же неделю продаж и без труда покоряет биллборд.           

Я не зря говорю именно о втором дыхании, а не о прямом заимствовании, потому что последнее чаще всего смотрится ужасно халявно и даже тошнотворно (после 5 раз в день по радио, десяти по телевидению и прочитанной статьи в журнале). Настоящие ценители редко воспринимают такие треки серьезно. Именно это произошло, например, со злополучным Серегой, по сути перепевшем в «Черном бумере» весь мотив горячо любимого русским народом «Черного ворона» - трек везде, а рэп отвернулся от него. Есть, конечно, и огромные удачи – Лорин Хилл, перепев в составе Fugees песню Роберты Флек “Killing Me Softly”, помогла тем самым своей группе получить два Грэмми (теперь у самих Fugees заимствуют идеи на каждом шагу). Большинство неудач, хоть и хитовых, как ни странно, все же принадлежат вокальным исполнителям черного соула, r`n`b и т.д. Вряд ли кто-нибудь поспорит, что песня Сэм Браун “Stop” в исполнении Джамелии звучит намного добротнее, а вот что трек Пафф Дэдди “I`ll be missing you” чем-то уступает оригиналу Стинга “I`ll be watching you”, я не смогу согласиться. Интересно, что даже знаменитости могут попасть в разряд «второго дыхания». В 1998 году был выпущен альбом Боба Марли со старыми, почти никому неизвестными треками, сведенными с куплетами от самых известных рэпперов. Так же и Фил Коллинз решил обновить в памяти поклонников свои подзабытые и неизвестные вещи, выпустив диск совместных работ с хип-хоп музыкантами. И кто кому должен в таких случаях, копирайт умалчивает.

Но думаю, что к коллизиям авторского права  стоит относить не только ставшие известными благодаря «второму дыханию» треки, но и все, что касается случаев с освежением нереализованных треков. Нашумевший скандал с Эминемом, когда его злейший враг, бывший главный редактор журнала Source, Бензино хотел выставить напоказ ранее не издававшуюся кассету, на которой Эм говорит "nigga" и называет черную девочку "bitch", закончился иском «белого кролика» к Бензино, а иск опирался на закон об авторских правах. Примерно то же самое произошло недавно и с Kanye West`oм.

Самым забавным же случаем в области прямого заимствования стал прошлогодний скандал, когда 91-летняя Роза Паркс подала в суд на Outkast за названный в ее честь трек “Rosa Parks” на их мультиплатиновом альбоме семилетней давности. Дело, естественно, было проиграно, но интересно то, что госпожа Паркс, издавшая когда-то свой собственный альбом, была уверена, что часть ее фанатов приобрела альбом группы, спутав его с ее собственным творением.

Судя по всему, прямое заимствование ущербно, как для слушателей, так и для исполнителей. К этому же, похоже, склоняется и закон. В наше время возник острый дефицит классического рэпа. Классику можно делать, конечно, покупая у Майкла Джексона лицензии на песни по заоблачным ценам, или можно целиком и полностью все делать самому. Но дирижерской палочкой было, остается и будет «второе дыхание», такое незаметное и такое нужное. И такое бесконфликтное в юридическом плане.

30.12.2005
Егор Михайлов

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера