Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Упасть на хвост

Чем рекламный ролик может помочь хореографии?

В Сеуле перед самым Новым годом прошел фестиваль танца DIDance. Миссию фестиваля, проходящего с 2003 года, можно сформулировать как попытку интеграции искусства танца в мир медиа и цифровых форматов - рекламы, кино, телевидения. «Наряду с остальными наиболее доступными культурными жанрами, фестиваль ориентирован не только на поклонников танцев, но и на обычных людей и художников, работающих в других визуальных искусствах», - говорит Ли Йонг-Хо, организатор фестиваля. Вот примеры цифровых фестивалей танца по всему миру: немецкий Videotanz, английский Dance for the Camera, японский DMJ, австралийский ReelDance, русский Кинотанец, французский Video Danse.

Почему такие события не известны широкой публике? На лицо все признаки так называемого нишевого продукта, каким и является современный танец. Небольшой отряд энтузиастов, профессионалов, истинных поклонников могут время от времени наблюдать явления ненасыщенной событиями хореографической жизни. Речь ведь идет не о классическом балете, который возник во времена отсутствия телевидения, чем вынудил массовую публику наблюдать за своей непростой жизнью, разбираться в сложных французских названиях канонических элементов, став неотъемлемой частью культурного пространства. Пространства освоенного, поэтому привычного, и уже совсем не экзотического. Современная хореография, как и драматургия, родилась в медийный век, когда к публике со скоростью, превосходящей ожидания, устремился поток культурной продукции. Той же самой драматургии сделать это удалось легко: чего проще донести до потенциального зрителя историю, которую можно забить в компьютер в виде текста, переслать по интернету, там же обсудить он-лайн, так же он-лайн продать билеты, сочинив простую аннотацию. Презентовать словами то, что ими же, словами, описано, не вызывает специальных затруднений.

Попробуй отанонсировать событие танцевального мира. Слова останутся лишь удобным механизмом внутрицеховой коммуникации. Предъявление же танца через слово публике приведет, в лучшем случае, к созданию самостоятельного критического произведения. Но поможет ли это в дистрибуции собственно танца? Искусство современной хореографии, таким образом, с полным правом можно отнести к культурным продуктам малых ниш, где фигурируют и функционируют те самые профессионалы и энтузиасты.

Приставки к слову танец, на разных языках звучащие в названиях фестивалей, говорят не только о поисках носителей, способствующих несценической дистрибуции продукта. Да, хореография переводится в цифровой формат, в интернет-магазинах можно приобрести кое-что из понравившегося. Но до этого момента это что-то должно уже понравиться, вернее, стать известным, следовательно, востребованным. Если взять банального среднестатистического потребителя культурного продукта, кого он назовет в качестве известных современных хореографов? Пожалуй, вспомнят Боба Фосса, и то благодаря его работе в кинематографе, рекламе мюзикла «Чикаго», некоторому количеству телепоказов знаменитых «Кабаре» и «Весь этот джаз», и то речь о Фоссе будет идти как о режиссере. Из европейцев вспомнят Бежара, может быть, Пину Бауш, да Сашу Вальц. Остальные знания – прерогатива посвященных. По крайней мере, в России это выглядит именно так. Существуют известные, номинированные, не однажды награжденные труппы и в нашей стране, но не ехать же за их искусством специально в Омск или Екатеринбург…

Как нельзя лучше ситуация с современным танцем и его усилиями по продвижению себя, присоединяясь к медийным продуктам, иллюстрирует теорию (и практику) «Длинного хвоста». Идиома русского языка, образно обозначающая присоединение к уже существующему, звучит как «упасть на хвост». Мы освоили и осознали технологию, пожалуй, даже раньше, чем американец Крис Андерсен, главный идеолог новой маркетинговой концепции «long tail». Современный танец сегодня следует нашей народной мудрости и актуальным мировым технологиям. Как это может работать? У Криса Андерсена в статье есть блестящий пример – возрождение интереса к документальному кино благодаря доступности продукта в он-лайн каталогах.

Оценивая уровень публики, ежедневно просматривающей массу сайтов в поисках новых впечатлений – музыкальных, интеллектуальных, развлекательных – вполне можно предположить, что появление в он-лайновом доступе оцифрованного танца привлечет к продукту новых почитателей.

Интеграция узкоадресного произведения в силовое поле массового продукта – вещь не такая уж новая. Тот же Боб Фосс, по сути, эксплуатировал именно эту практику – он снимал кино о мюзикле, то есть «прицеплял» танцевальное шоу к кинолокомотиву, тем самым продвигая искусство танца по каналам искусства кино. Более грубые аналогии наталкивают на мысль о product placement, только в контекст широкого проката помещаются не часы и автомобили, а пластические движения. Времена вертикального устройства культуры уходят, ценностная шкала благоволит и балету, и рекламному ролику. И «впрыгивать» в стремительно летящий поезд культурной индустрии не только не зазорно, но, напротив, единственно верно.

Организаторы фестиваля DIDance, правда, говорят больше об обучении практике видеозаписи, качественной съемки (т. е. перевода хореографии в цифру без потери качества смыслов). Все эти усилия, между тем, имеют вполне определенный вектор: превратить «маленькое» в значительное, сделав доступным через освоение новых путей дистрибуции. Танец как один из жанров визуального искусства, искусства, не требующего перевода, с полным правом может претендовать на места в рейтинге популярных продуктов. Болтливый мир с наслаждением пересматривает фильмы Чаплина, где необходимость текста оспорена красноречивостью жеста.

19.01.2006
Наталья Кирста

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера