Блог или веблог - периодически возобновляемый журнал. Запись в блоге, или "пост", обычно содержит ссылки на другие ресурсы сети. Термин "weblog" пущен в оборот Йорном Баргером 17 декабря 1997. А если уж быть дотошным, то собственно слово "blog" закреплено за Петером Мерхольцом (Peter Merholz). Это он разбил слово weblog на «we blog» в своем дневнике в апреле или мае 1999. Во всяком случае, так об этом пишет Википедиа.
Динамика роста количества блогов зависит, по-видимому, не столько от пропускной способности каналов, сколько от программ, с помощью которых можно вести сетевой дневник. Если к концу 90-х их было около сотни, то, по данным Perseus Development Corporation, в 2005 году – больше 10 миллионов. В марте 2003 Oxford English Dictionary включил слова "блог", "веблогинг", "веблогер" в свой корпус. Увековечил. Считается, что первые популярные американские блоги появились в 2001 году: AndrewSullivan.com, Political Wireand, MyDD были ориентированы, в основном, на политические комментарии. В 2002 появился блог DailyKos, пик посещаемости которого доходил до одного миллиона в день.
Новости, которые, по разным причинам, не появлялись в популярных медиа или всплывали там с "некоторым" опозданием, обнаруживали себя в богах, широко комментировались и расходились по сети. Иракская война еще больше укрепила их в функции ньюсмейкеров. Правые и левые в американском политическом сознании того времени перенесли свои столкновения в сеть. Это был 2003-й. Возникли военные блоги, написанные прямо с места событий их участниками.
Репортажи о взрывах в Лондоне с фотографиями, сделанными с мобильных телефонов, вначале появились именно в блогах. О том, что происходило в Новом Орлеане после урагана Катрина, также можно было читать в онлайновых дневниках.
Наконец, в январе 2005 журнал Fortune перечислил имена восьми блогеров, к мнению которых "нельзя не прислушаться": Peter Rojas, Xeni Jardin, Ben Trott, Mena Trott, Jonathan Schwartz, Jason Goldman, Robert Scoble и Jason Calacanis.
Дэн Гилмор опубликовал книгу "Мы – медиа", отразив в ней черты "народной", или "гражданской", журналистики блогов. И не только Запад, но и Восток (Корея и Япония) проявили себя в этом движении. Не так давно бывший на слуху в связи с арестом своего президента портал одноименной компании Livedoors провел однодневный тренинг для 200 предварительно отобранных кандидатов в "народные" журналисты. Они, по идее организаторов тренинга, должны освещать события, которые слабо отражаются в "традиционных медиа". Как сообщал сайт Japan Media Review, этот раздел портала каждодневно посещают от 250 тысяч читателей, в то время как на первой странице Livedoors фиксируется от 500 тысяч до миллиона хитов.
Влияние блогов несомненно, они выходят в зоны медиа-молчания и становятся барометром общественного мнения. Остается, как всегда, проблема навигации в таком массиве личных «СМИ». Несмотря на кажущийся хаос киберпространства, возникает некоторая иерархическая структура, в которой лишь немногие блоги становятся действительными центрами влияния и цитирования. Клей Шеки (Clay Shirky) утверждает, что лишь на дюжину самых популярных блогов (а это лишь менее трех процентов от всего 433 блогов, им проанализированных) приходится 20 процентов всех входящих ссылок.
Считается, что есть два параметра, по которым измеряется популярность блогов: по количеству цитирований permalinks ("постоянные ссылки") и по частоте включения ссылок в "читаемое", "рекомендуемое" и т. п., т. е. blogroll. Исследования показали, что для достижения популярности после включение блога в blogroll требуется больше времени, чем через посредство permalinks.
Проект MIT Media Lab «Blogdex» сканирует сеть и собирает информацию о динамике с тысяч блогов уже в течении четырех лет. Идеи, как болезни, распространяются в популяции с огромной скоростью. Сотрудники лаборатории говорят, что используют ссылки как метки, которыми метят диких животных, чтобы потом проследить пути их миграции от одного веблога к другому.
Одним из негативных феноменов в блоговой среде становится "кибербалканизация" или образование "кокона", когда обсуждение замыкается на определенных идеях, и всякое отклонение игнорируется.
"Новые технологии способны усилить, причем весьма драматичным образом, способность людей слышать эхо только своего собственного голоса. В системе, где каждый может выстраивать личную коммуникационную вселенную, есть риск, что люди перестанут выражать хотя бы личные предпочтения, не видя в этом для себя никакой пользы", – пишет Касс Санстайн (Cass Sunstein). Такой процесс может реально уменьшить разнообразие мнений в сети. А всякое уменьшение разнообразия грозит системе утратой толерантности и – в общем случае – устойчивости.
Хотя, отстаивая свое мнение (а блоги порой наполнены весьма едкими комментариями), автор так или иначе ссылается на оппонента, и у читателя есть возможность прочесть и противоположное мнение – но что случится, если привычку цитировать вдруг заменят фигурой умолчания, замечает Джек Балкин (Jack Balkin), профессор права из Йеля.
Тем не менее, пока сеть полна блогов, обсуждающих невероятное разнообразие проблем и вопросов, немалая часть авторов не придается критиканству, доходящему до флейма, а занимается тем, что выискивает всё новое из появившегося в сети. Их рейтинг, цитирование, а, значит, и посещаемость и, наконец-таки, доходы от рекламы состоят в абсолютной зависимости от их умения. Иные специализируются в чем-то достаточно узком, считается, что это – тоже одна из возможных успешных стратегий в блогосфере. Коммерческий генератор запущен и здесь – такие сайты просто находка для контекстной рекламы, которой так успешно до последнего времени промышляет Google. Так и что же нам блоги? Почему мы их пишем, читаем?
Может быть, перефразировав Хабермаса, отделявшего коммуникации, ориентированные на успех, от коммуникаций, ориентированных на понимание, – и блоги условно классифицировать как те, что "о чем-то", и те, что "с кем-то", – комьюнити, то бишь, наш знаменитый ЖЖ.
Или предположить, что всякое высказывание, пост в блоге – это прописанное состояние сознания: то, что здесь-и-сейчас-мысль. То, что определяет меня в этот момент, в момент ее появления, что и есть "Я". Такой незатейливый механизм идентификации. С одной стороны, довольно традиционный, с другой же – совсем новый, в котором слово – вполне себе воробей. Эта запись – нечто открытое, никогда не законченное, с почти мгновенным ответом Другого – практически, вне времени и, уж точно, вне пространства.
Я пишу и создаю свой аватар для тебя, если ты читаешь. Мы никогда не были знакомы, и у нас нет истории.
Только письмо.
Только нарратив.
Современный человек – Фуко – чудовище признания.
Вот и пишем.
Общество неоконченного письма.
|