1996 год. Лас-Вегас. Полиция начинает расследовать одно из самых громких дел в истории города – убийство Тупака у входа в клуб «Стрип». Дело стало известным не только в пределах штата Невада. Вся Америка была, мягко говоря, потрясена. Когда в Штатах исследовали рейтинг популярности загадочных смертей, случай с Тупаком уступал в списке только делам Дж. Кеннеди и Элвиса Пресли, опередив и Мэрилин Монро, и Джона Леннона, а среди темнокожего населения происшествие в Лас-Вегасе, естественно, занимает первое место (Тупака афроамериканцы чуть ли не причисляют к святым). Биф (beef англ. – мясо (говядина), на слэнге, вражда, ссора) между Тупаком Амару Шакуром и Notorious B.I.G. практически из ничего вылился в войну двух побережий – восточного и западного. И, может быть, изначально раскрутка этих артистов за счет их разногласий даже не предполагалась, но история эта стала самой крупной PR-акцией если не во всей музыкальной индустрии, то в хип-хопе точно. После того, как в 1997 году был убит и Notorious B.I.G., альбомы каждого распродались тиражом 30-40 миллионов штук по всему миру.
Интересно, что Тупак в большинстве своих произведений рассуждал о смерти, вплетал ее в свои рифмы, говорил, что скоро умрет и не боится этого, прося не плакать своих близких. Не сказать, что вся его карьера была построена на этих неприятностях, но можно с уверенностью утверждать, что огромный процент его продаж еще при жизни – следствие именно его разборок с B.I.G.(впрочем, так же, как и продаж самого B.I.G.). А, значит, Тупак не просто сводил счеты со своим врагом, но и осознавая рекламную сторону этого процесса, элементарно делал огромные деньги по дороге к своей смерти. Впрочем, эта PR-акция продолжается до сих пор, и родственники погибших, получая доход, сравнимый с профитом Билла Гейтса, видимо, также входили в финансовые планы самых знаменитых рэперов мира сего.
Спустя десять лет после вышеописанных событий каждый уважающий себя рэп-артист имеет биф или несколько, но, скорее, PR-биф, так как все прекрасно понимают, что вряд ли кто-то захочет повторять чужие ошибки – зарабатывать после собственной смерти. После событий середины 90-ых хип-хоп исполнители начинают зарабатывать на мифе вражды. Артист пишет так называемый дисс на другого музыканта (дисс – от слова disrespect, то есть неуважение, в диссе оппонент исполняемого может найти самые разные оскорбления про себя). Как доказал 50 Cent в своем последнем альбоме “The massacre”, одним хорошим диссом можно поднять свои продажи и утопить доходы диссуемого объекта. Так, после выхода этого альбома пластинка легендарного Fat Joe, так ненавидимого 50 Cent’oм, “All or Nothing” даже не стала золотой. Конечно, более мастерски 50 Cent вместе с Eminem’ом осушил карманы Ja Rul’а и главного редактора журнала Source Benzino, выпуская на них дисс за диссом, но история с треком “Piggy Bank” и анимационным видеоклипом на него (где все рэперы, которых 50 терпеть не может, выглядят как карикатуры с большой долей личной издевки) стала показателем слаженно организованного PR-бифа. Но искренна ли ненависть? Действительно ли эта ссора может обернуться жертвами? Думаю, что, начиная с недавнего времени, вряд ли. Непонимание между 50 Cent’ом и его бывшим протеже Game’ом, переросшее в междоусобицу, о которой говорят в новостях BBC, только совсем далеким от этого бизнеса людям сейчас может представиться правдивым. Невозможно поверить, что два бывших лучших друга поссорились из-за денег и теперь всем сердцем желают друг другу зла. Но то, что они получают за это немалые дивиденды, вряд ли лишь совпадение.
Однако бифы – лишь часть этого самого опасного в истории рекламы вида пиара. Другое дело – случайные перестрелки и взаимодействие с полицией. Одно из таких дел обернулось многолетней тюрьмой для артиста. Чрезвычайно известный нынче Shyne как-то лет пять-шесть назад пошел на вечеринку со своим не менее популярным боссом P.Diddy. В клубе произошла перестрелка: Diddy «отмазал» адвокат, а вот Shyn’a признали виновным. Как ни странно, есть все основания полагать, что эта история реальна и не могла быть целенаправленным актом раскрутки, но продаваемость Shyn`a повысилась в два раза, поэтому насчет правдивости могут возникнуть сомнения. Проблемы с полицией испытывает огромное количество гигантов рэп-индустрии. Только недавно из заключения за превышение скорости, хранение оружия, наркотиков, участий в перестрелках освободилась целая куча таких гуру мсиинга (то же самое, что «зачитывание рэпа»), как Beanie Segal, Pimp C, DMX, Tony Yayo, Ras Kass и т.д. Сейчас в тюрьме сидят Lil` Kim и Cassidy . Причем, несмотря на суровые по американским меркам проступки этих звезд (дача ложных показаний, участие в перестрелке с убитыми), наказания совсем не соответствовали преступлению – как правило, не больше одного года. Не уверен, что правосудие могло быть подкуплено, но любой более-менее хороший адвокат может приблизительно предсказать еще до преступления, какой срок тебя может ждать, а значит, звезды рэпа могли пойти на преступление, зная, что их имя после выхода из тюрьмы или лечения от пулевого ранения станет в несколько раз популярнее, и продажи альбомов будут намного внушительнее. Это, конечно, лишь предположение, но удивительно, что криминальные сканадалы происходят, как правило, незадолго до выхода в свет нового творения музыканта.
Недавно все эти домыслы о преднамеренности или случайности пиара еще раз подтвердил «самый яркий энергетик рэпа», как называют его коллеги, Busta Rhymes. На съемках клипа на первый сингл с выходящего в ближайшем будущем альбома, где участвовали еще этак 20 прославленных рэп-миллионеров, произошла перестрелка, в которой погиб телохранитель самого Bust’ы. Давать показания полиции артист отказался, молча оплатив похороны охранника, зато огромное количество американских СМИ так подробно продолжает описывать это событие, что органы безопасности могут составить целый архив по этому делу из одних только вырезок газет. Забавные приключения, вылившиеся в рост популярности, недавно случились и у протеже Eminema Obie Tric`a. На Новый год, опять же незадолго до выхода его пластинки (вот совпадение-то!), неизвестные преступники спланировали ограбить его и, выстрелив, попали ему в голову. С пулей в голове, однако, Obie Trice смог доехать до госпиталя за рулем своей машины.
Об этом написали везде, где возможно, доход от диска явно будет бешеным, а музыкант еще и остался жив. То же самое произошло и с Cam`ronoм, рэпером, который вообще не боится пиара (приблизительно раз в месяц о нем делают материалы в СМИ). Грабители, пытаясь забрать его машину, выстрелили ему в руку, но он смог скрыться. И, естественно, через неделю вышел новый диск его группы. До этого его останавливали с просроченными правами, а в этом году он уже успел написать два дисса на самого богатого короля хип-хопа Jay-Z.
Раскрутка артистов в рэп-бизнессе может быть и вполне мирной, но, скорее всего, не менее подстроенной. Так, Kanye West в недавнем супернашумевшем интервью каналу NBC по поводу урагана «Катрина» заявил, что правительство не заботится о черном населении, а Буш ничего особенного не предпринял, чтобы помочь черным семьям, ставшим жертвами урагана. Но такой «невинный» сэлфпромоушен, как критика Президента, может подойти только состоявшимся звездам (как и благотворительность, например). Для остальных же наступает эпоха экстремального пиара, где уже недостаточно просто быть чьим-то протеже или внести что-то новое в музыку. В этой эпохе придется строить целые оружейные заводы по производству информации, держащей артиста на плаву.
|