Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Толще не бывает

Что продает глянец сегодня

Прав Леонид Парфенов, который считает, что глянцевой журналистики не существует. Глянцевые журналы находятся вне актуальной аналитики и новостей, они не пишут о нефти и политической ситуации на Ближнем Востоке. И, тем не менее, по свидетельству экономических изданий, объем рынка глянцевых журналов неуклонно растет, а, по мнению Льва Рубинштейна (которое он высказал в передаче «Школа злословия»), глянец постепенно становится частью мейнстрим-идеологии.

Сегодня издательские дома Independent Media или Conde Nast с многочисленными редакциями напоминают производственные фабрики, служащие которых соблюдают дресс-код и нормы корпоративной культуры. По лекалам здесь лепят лицензионные издания по интересам (про фитнес, автомобили и цифровую технику), создавая новые площадки для рекламодателей-производителей.

Однако так было не всегда. В эпоху зарождения глянца у него было свое лицо. Глянцевые журналы пришли в Россию в начале 90-х на смену затухающим толстым журналам и стали, в первую очередь, новой формой творческого самовыражения. В журналы с картинками высокого полиграфического качества вроде Ома, Птюча, Playboy’я потянулись статусные писатели: Лимонов и Ерофеев, Пелевин и Сорокин. У истоков русского глянца стояли главный музкритик Советской империи Артемий Троицкий, литобозреватель «Коммерсанта» покойный Михаил Новиков и другие представители культурной элиты того времени.

В то время глянец выполнял иные, нежели сегодня функции: он воплощал либеральные в лучшем смысле слова ценности и свободу слова, на страницах журналов появлялись маргинальные истории, которые никогда бы не могли быть опубликованы в ежедневной прессе. Конечно, уже тогда глянец призывал читателя «потреблять мечту», однако мечту другую: не СССРовскую в виде гаража или мебельного гарнитура, но мечту по-настоящему далекую, раннекапиталистическую (вроде первых мобильных телефонов), и потреблять по-другому - не механистично, но испытывая истинное блаженство, которое сегодня уже недоступно развращенному изобилием человеку.

Тогда же, в середине 90-х, в глянец ринулось и молодое поколение. Большинство из них - выпускники филфака, истфака МГУ и других авторитетных ВУЗов -- оставили кафедры, чтобы примкнуть к прогрессивной мысли и творить печатную революцию. А революция действительно произошла: те, кто оказался в глянцевой обойме, поняли, что можно писать качественные тексты и получать за это приличные деньги.

Как однажды высказалась Авдотья Смирнова, глянец всегда что-то продает под видом бескорыстного служения прекрасному. И пусть сегодня он продает удобоваримую роскошь вроде автомобилей, гаджетов или нарядов, но тогда, в начале-середине 90-х, глянец действительно продавал сказочный образ жизни. Многое, о чем писали в первом глянце, покупке подлежало лишь гипотетически: это были, прежде всего, символы нового времени.

Сегодня в глянце практически не осталось зоны символического. Как однажды сказал писатель Кристиан Крахт, он помнит, как в конце 80-х на его глазах журнал Playboy вдруг превратился в каталог автомобилей. Глянец читают так же, как потребляют массовую культуру: жанровое кино или тонкие брошюрки «Притворись знатоком» издательства «Амфора». Единственное, что не потеряло в глянце символической ценности, - это сами деньги. Они существуют не на физическом, но абстрактном уровне, они наделены магической силой, способной приоткрыть двери в идеальную реальность. Так, на вопрос о том, кто достоин обложки журнала Esquire, главный редактор журнала Филипп Бахтин отвечает: «Сильным персонажем» я бы назвал персонаж, в который вложены деньги». Вот, оказывается, почему на обложке журнала появляются Роберт Де Ниро или Джек Николсон.

Глянец сегодня продает деньги и денежные знаки, однако на поверку оказывается полым пространством. Несколько лет назад кельнский музкритик Андрей Горохов опубликовал статью под названием «Дыра, прикрытая глянцем» о том, как музыкальная журналистика стала придатком звукозаписывающей индустрии. Также и глянец растерял содержание и смыслы. Возможно, поэтому сегодня многих журналистов тянет делать что-то собственными руками. Кинокритики снимают кино, музыкальные журналисты становятся диджеями, а книжные обозреватели - писателями. А может быть, делают они это оттого, что глянец заставил их поверить в то, что на самом деле писать книги и снимать кино – это очень просто, стоит только вложить деньги, и все получится.

22.03.2006
Алена Бочарова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера