IV Части ГК" /> IV Части ГК" />
Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Триумф воли и компромисса

К принятию IV Части ГК

Многолетняя работа над IV частью Гражданского кодекса подошла к концу. Гладкое прохождение Госдумы и Совета Федерации ему обеспечено, и в скором будущем вместо шести законов, главные из которых – Об Авторских и смежных правах, и Патентный – мы будем жить по единому уложению. Кодифицировать законодательные нормы, убрать явные несообразности действительно было необходимо. И с этой задачей разработчики справились. Сложнее было найти компромисс между глобальным драйвом в сторону интеллектуальной, или умственной собственности (будем называть ее ИС) и защитой остаточной экономики.

Триумф воли. Интеллектуальная собственность

На российский рынок ИС шагнула еще в горбачевский период приватизации. Бесценный управленческий опыт номенклатуры засчитывался за долю в капитале предприятий, превращая ИС в акции. Поскольку капитализация большинства предприятий оказалась ниже стоимости основных фондов и оборотных средств вместе взятых, ИС - величина явно отрицательная. Однако банкротство волшебным образом снова превращает ее в положительные материальные блага.

Схемы, позволяющие делать деньги из воздуха, значительно пополнились в ельцинскую эпоху. Известный некогда олигарх оценил в астрономическую сумму собственный шедевр экономической мысли. (Помогло им же созданное агентство по авторским правам.) Сумма сделалась уставным капиталом банка, отличившегося сначала на ниве фальшивых авизо, а затем и на сельскохозяйственной. После его краха вкладчики долго митинговали и кое-что благодаря доброму государству и ЦБ получили назад.

Ныне понятие ИС особенно притягательно для государственных служащих. «Бюро экономического анализа включает в свои творческие коллективы зам.министров или руководителей департаментов. Носитель спроса делается участником производства знаний, что закрепляется институционально»*. И, добавим, предполагает даже некоторые дивиденды без угрозы угодить за решетку. Единственный способ такого институционального закрепления — это опять же ИС.

Как видим, лоббировать ее утверждение в законодательном акте было кому, а представить ИС как общее основание авторского, патентного и прочих мелких прав казалось делом несложным. Возникла, однако, небольшая проблема: что может быть ее предметом? Если это набор авторских или смежных прав, то налицо явный нонсенс: субъект права превращается в его собственника. Если это сама информация – тоже полный абсурд. Информация – это всякий раз заново воспроизводимый образ мира. И хотя она фиксируется и передается в знаках и символах на разнообразных носителях, сама остается совершенно эфемерной и неуловимой. «Право собственности в его "классическом" понимании» оказалось принципиально неприменимо к нематериальным объектам, а «традиционные правовые инструменты, в частности договоры купли-продажи, абсолютно бессильны», - отмечал В.А. Дозорцев**.

Чтобы покончить с традиционными нормами права, требовались обоснования более внятные, нежели смутные перспективы «информационного общества». К тому же ИС никак не укладывается в классическую триаду собственности: владение, распоряжение и пользование. В сфере информационного обмена от нее остается лишь бледная тень. Пользование аудио- и видеокассетами осложнено лицензионными ограничениями , а программное обеспечение и вовсе нельзя перепродать. Иными словами, товаром становится не вещь, а некий набор прав – как в эпоху абсолютных монархий или развитого социализма, где процветала торговля должностями (т.е. властными полномочиями).

Чем это закончилось для монархов и для Советов, общеизвестно. К тому же канул в Лету золотой век российского капитализма, когда, подобно Адаму до грехопадения, жил он не зная Закона, исключительно по понятиям. Объявления «обналичим» давно исчезли с газетных полос, а информационные услуги вызывают повышенный интерес налоговых органов. Операции с интеллектуальной собственностью становятся все рискованнее, как и другие способы перелетов «из света в тень».

Видимо, это и решило судьбу «интеллектуальной собственности». В ГК она осталась малоупотребительным синонимом исключительных прав (на авторство, имя, наименование и т.д.). Иногда их, правда, все же называют «интеллектуальными» - очевидно, в качестве моральной компенсации «прогрессивному» крылу юристов. Кнут внутренних проблем оказался сильнее пряников ВТО и ВОИС.

Триумф компромисса. Авторские и смежные права

Не поддавшись на искушение интеллектуальной собственностью, авторы Кодекса в целом зафиксировали статус-кво, сложившееся в результате долгого наступления правообладателей (не путать с авторами). Но именно потому они и не разрешили и накопившихся противоречий, выросших на поле столкновения «исключительных» прав, положенных в основу авторского, смежного и патентного законодательства.

Изначально эти права представляли собою монополии, даруемые короной, и оттого, что «система привилегий, выдаваемых милостью властей, сменилась законами»*** , суть их не изменилась. Унаследованные от феодальной системы, они не имеют ничего общего ни с принципами свободной конкуренции, ни с практическими взаимодействиями в современном творческом процессе. Даже в книге, этом наследии гуттенберговой эпохи, можно встретить до полдюжины знаков копирайта. Ясно, что в хаотическом нагромождении взаимоисключающих прав верх, как правило, одерживает сильнейший, в данном случае – издатель. Ограничив кое в чем его произвол по отношению к автору, составители IV части ГК компенсировали потери за счет публики. На использование ранее неопубликованных произведений, перешедших в общественное достояние, вводится 25-летнее исключительное право публикатора (Ст. 1337).

Еще хуже дело обстоит в сфере аудиовизуального бизнеса, где выстраивается целая пирамида смежных прав, включающая (1) авторов, (2) исполнителей, (3) изготовителей, (4) организации вещания и, в перспективе, (5) организации, обеспечивающей широкополосный доступ в Сети. Как распределяются права между ними?

Закономерность проста: максимум полномочий обретает тот, кто стоит ближе всех к источнику дохода. А источник дохода – реализация продукции, материальных носителей. Ныне действующий Закон об Авторском праве и смежных правах доходил до совсем уж неприличных запретов на повторные записи исполнений, постановок и передачу их в эфир (Ст. 37.2.). Столь откровенный перекос ГК выправил, однако основ нынешнего порядка не затронул.

Неизбежность коллизии возникает уже в самой формулировке смежных прав (Ст. 1304). Их объектами являются «результаты исполнительской деятельности… в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств», а также фонограммы и видеозаписи. Совершенно очевидно, что речь идет об одном и том же, и если права исполнителя и изготовителя записи исключительны, один из них должен быть «более исключительным, чем другие». Кто именно?

Сомнения развеиваются сразу несколькими статьями. Заключая договор на создание аудиовизуального произведения, авторы передают изготовителю права на любое его «публичное сообщение» (Ст. 1262). Статья 1269. 2.6) уравнивает представление произведения «в живом исполнении» и «с помощью технических средств», что ставит в одинаковое положение дирижера и киномеханика. Наконец, Статья 1321 предоставляет исключительное право на «переработку фонограммы или видеозаписи», изготовителю, а не автору или исполнителю.

Иерархия, на вершине которой поставлен производитель, а далее, по нисходящей, — исполнители и авторы, — имеет весьма прозаическое назначение — поддерживать пирамиду массовой культуры. Последствия же такой заботы сказываются и совсем в иных областях, но об этом разговор особый.

* Алла Рогова. Экономика знаний // В мире науки. 2003 г. № 11. С. 22.

**Дозорцев В.А. В сб.: Права на результаты интеллектуальной деятельности. М., 1994, с. 18.

*** А.П. Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 11.

04.04.2006
Виктор Ильин

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера