Процесс вступления России в ВТО – своего рода бюрократическая шарманка, сей томительный мотив тянется годами, и все никак не придет к финалу. Обычно при обсуждении этой проблемы всплывают вопросы макроэкономического порядка - американцы наступают, российские чиновники пытаются сохранить остатки контроля за своими рынками. Однако недавно официальный глас свыше (то есть из Вашингтона) озвучил еще одну претензию к претендующей на «членство в клубе» России – на сей раз скорее «культурного» толка. Замминистра торговли США Дэвид Сэмпсон решительно заявил, что для присоединения ко Всемирной торговой организации Россия должна «объявить войну» пиратству и продаже контрафактного программного обеспечения, фильмов и музыки. «Российский президент», - сказал Сэмпсон, - «делает сильные заявления о важности защиты интеллектуальной собственности». Однако, по его словам, даже если Россия сможет законодательно защитить интеллектуальную собственность, ей необходимо как можно быстрее привести эти законы в исполнение. Вашингтонский чиновник строго сообщил о недостаточности проводимых сейчас облав правоохранительных органов с целью изъятия контрафактной продукции, а также уже начатых судебных процессов против пиратов. По мнению американских статистиков, защищающих авторские права, потери США от российских пиратов в 2005 году превысили 1,7 миллиарда долларов. При этом Сэмпсон, конечно, уточнил, что США уважают права всех стран на регулирование внутренних рынков, но уверены, что ни одна страна мира не может обойтись лишь отечественным производством – а значит, и пиратству должен быть положен конец.
Само по себе вступление России в ВТО – слишком уж навязчиво-идеологическая тема, чтобы ее здесь подробно касаться. «Правые», основой идеологии которых является экономическая открытость и свобода конкуренции, приветствуют этот процесс – «левые» же, заботящиеся о производственном патернализме и товарной самостоятельности, порицают ВТО как своего рода врата дьявольские. Однако споры о доктринах – одно, а вот цветущая сложность авторских прав у нас на родине – нечто иное. И нужно признать, что уж в этом-то вопросе вашингтонский блюститель неправ. Понятно, что спрос на глобальных массовиков-затейников во всех жанрах везде огромен – слишком уж большие бюджеты тратит всякий уважающий себя Universal на рекламу своих спилбергов и бритни спирс. Но только Россия – страна бедная, зарплаты маленькие, а прикупить бритниспирсину обывателю все равно хочется. Вопреки очевидной скудности его финансовых возможностей, транснациональная компания-«мэйджор» пытается продать ему тот или иной диск за 600-700 рублей. С учетом того, что содержимое новейшей культур-продукции теперь все чаще дополняется бесконечными «приложениями», музыкальный или киноматографический диск может стоить еще больше – тысячу и больше. К вопросу о «конкуренции» - можно ли после этого ожидать, что обыватель все-таки смиренно отправится в какой-нибудь «Пурпурный легион» и купит себе все законное-лицензионное? Не знаю уж, каким моралистом нужно быть, чтобы ожидать от него такой сознательности. Поборники нравственности хотя бы взывают к религиозным чувствам – а к чему должен взывать сторонник авторских прав, чтобы призвать русского потребителя делать что велено? «Уважайте хозяина фирмы, он сидит в Лос-Анджелесе под пальмой и ему не хватает вашего рубля?». Не могу представить себе стесненного в средствах человека, который добровольно отказался бы от услуг пиратов. А те, согласно закону о том, что спрос рождает предложение, всегда найдут лазейку и уголок, в котором смогут разложиться. Тут вам и любимая бритниспирсина по 200, и любой, какой хотите, спилберг - всего по 150, в три-четыре раза дешевле. И никакой «Харви Вайнштейн» под лос-анджелесской пальмой, никакой замминистра на реке Потомак этого удешевленного удовольствия нашего покупателя лишить все-таки не смогут, как бы не старались. И кстати: покупатель на пиратском рынке – это вовсе не самая серьезная помеха для всемирной полиции авторских прав. Куда сложнее справиться со свободным скачиванием тех же фильмов и музыки в сети – от популярных в последнее время файлообменников мировая торговая закулиса просто приходит в отчаяние, не зная, что предпринять. Куда уж там несчастной России с вожделенным ее ВТО.
При виде такой несправедливости (хотят ведь продавать в несколько раз дороже, негодяи!) можно, конечно, впасть в совершеннейший левый радикализм и восславить пиратство. Будь проклято, мол, все официальное, все, что под лицензией – и да воцарится анархия под каждым прилавком. Подобная точка зрения характерна не только для сетевых публицистов-экстремистов вроде Михаила Вербицкого, и вообще коммунистически настроенной общественности, но и для некоторых вполне солидных деятелей. Скажем, Борис Гребенщиков неоднократно заявлял о своей солидарности с пиратством, о том, что раз «искусство должно принадлежать народу», то и пластинки его могут быть отправлены в сеть для неконтролируемого копирования. Однако подобные жесты со стороны русских музыкантов – вовсе не дань идеологической левизне, за ними стоит вполне осознанный коммерческий расчет, западной публике недоступный. Дело в том, что прагматика творческой деятельности у музыкантов там и здесь, мягко говоря, различается. В России артист зарабатывает гастролями, в то время как альбом на практическом уровне служит скорее рекламным механизмом, позволяющим собирать залы в очередной Костроме. На Западе, напротив, гастроли организуются «в поддержку» вышедшей пластинки – и потому если тот же БГ имеет возможность наплевать на копирайт, его американские коллеги будет куда более сурово настроены в этом вопросе. Но существуют резоны в защиту авторских прав и помимо механизмов извлечения артистической прибыли. Ведь кроме «Вайнштейна под пальмой» есть еще и автор, произведение которого мы любим. Отчего же мы должны отказывать ему в праве получить свои деньги? Фактически, в рассуждениях сторонников культурного антикопирайта налицо этакий профессиональный апартеид. Мне, условному левому программисту или менеджеру, можно получать деньги за свою работу. А режиссеру, кино которого я хочу посмотреть, я в этом праве отказываю. Справедливо ли, коль скоро именно справедливость является ключевым словом для левых?
Но решить эту проблему так, как предлагает вашингтонский замминистра – невозможно. Это все равно что запрещать водку или аборты. Пираты все равно будут существовать, и никакое ВТО, никакая «закулиса» с ними не справится. Кстати: они преспокойно торгуют бутлегерскими записями даже в магазинчиках на Манхэттене, на богемной Бликер-Стрит, и никто их там, как ни странно, не разгоняет. А потому «закулисе» стоило бы выйти из положения изящно, дипломатично и прагматически. Есть же в России завод, производящий, скажем, «русское» пиво «Хайникен» или «Старопрамен» по 30 рублей, а не по 60-70, как оно стоит в «фирменном» варианте. Так почему же не открыть аналогичное, лицензионное, но при этом «местное» производство тех же дисков? В условиях сильно удешевленного труда и минимального благоприятствования со стороны государства, транснациональные кино и музыкальные корпорации вполне могут изготовлять свою продукцию для России здесь же, и не по безлично-бюрократическим «мировым ценам», а по осмысленным, тем, во имя которых обыватель с удовольствием бросит анархиста-пирата и пойдет в официальный магазин. Все-таки любое, даже самое огромное производство, должно рано или поздно прислушаться к специфическим требованиям спроса, на то и хваленая капиталистическая «торговая гибкость». И кстати, уже прислушивается малость: лицензионные, но дешевые DVD и CD уже начали проникать понемногу в магазины. Но - ассортимент их пока ограничен, и продать все больше стремятся то, что подороже. «Дальше, больше, ширше!» - надобно требовать у корпораций.
Ну а пресловутый Вайнштейн под пальмой все-таки не обеднеет. Да, он теперь он будет получать с России меньше, чем записано в корпоративном «плане», но до того, конкурируя с пиратами, он имел и того меньше. Затраты же в условиях рациональной, а не доктринерской борьбы с пиратством, окажутся сильно сокращенными. А до тех пор, пока господин замминистра закрывает глаза на реальность – русский мужик так и будет нести свой рубль в глубоко неформальный «торговый павильон», в котором что спилберги, что бритни спирс, все на одной коленке отпечатаны.
|