Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Фотобиеннальный опт

Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.

Во первых строках следует поздравить нас всех, город Москву, а также лично Ольгу Львовну Свиблову с тем удивительных фактом, что состоялась юбилейная, десятая Фотобианнале. Размах немыслимый: в мероприятии задействованы десятки площадок, как всегда, представлена чуть ли не сотня самых разнообразных проектов. Можно также особо поздравить и сотрудников МДФ, которые стоически выдерживают всю эту гонку на выживание, а также (еще раз) Ольгу Свиблову, которая собрала столь несокрушимую команду, готовую справляться с логистическими задачами, по масштабу сопоставимыми с большим супермаркетом. С другой стороны, навигация в супермаркете требует определенного навыка, поиск нужного продукта там требует некоторого времени и расхода физических и душевных сил.

Нытики давно уж умоляют Свиблову свести фотобиеннальность в хоть умозримые рамки, сосредоточиться на чем-то главном. Но она неумолима и неукротима в своем желании ежегодно заваливать Москву безмерным фотопотоком. Впрочем, сама невозможность охватить умом и как-то классифицировать всю эту роскошь и вызывает чувство непреходящего восторга. В этой масштабности есть свой резон – всякий может получить свое. Кому – любовно составленные исторические сюжеты, вроде серии, посвященной выборам президента Кеннеди, или кичевых курортных открыток (Музей современного искусства на Петровке)). Кто-то западет на парижскую богемную тоску Брассая (Новый Манеж) или ужасы богемной жизни, прожитой американкой Нан Голдин (Музей современного искусства в Ермолаевском). Особых снобов привлечет метафизика новостроек, которую фиксирует француз Стефан Кутюрье (Музей Архитектуры). Кому-то придутся по душе эстетизированные ужасы войны в очень подходящем для этого месте - галерее искусств Зураба Церетели. Кто-то порадуется душой, поддавшись соблазнам гламура в Большом Манеже. И так далее и так далее, почти до бесконечности. Сама Свиблова утверждает, что быстрый осмотр всех выставок Фотобиеннале занял у нее около пяти дней. Такой подвиг несколько затруднителен даже для профессионального зрителя - должен честно признаться, что так и не смог посетить все фотобиеннальные выставки. Не хватило ни сил, ни времени - сосредоточиться все время мешали какие-то посторонние занятия, вроде написания рецензий в различные издания. Цех художественных критиков стонет и плачет – физически невозможно выполнить свой долг перед читателем, рассказать обо всем, о чем рассказать следует. Редакторы различных изданий хмурятся на очередной обзор очередной фотовыставки, предлагая критику описать хоть какую-нибудь завалященькую инсталляцию.

Прагматически настроенные скептики давно уже говорят о том, что уже пора канализировать фотопоток в русло музейной деятельности – Московский дом фотографии, вернее, мультимедийный центр искусств, по своему статусу является музеем. Но тут, судя по всему, возникают препятствия почти непреодолимые, и дело не только в том, что здание МДФ находится в процессе затяжной реконструкции. На первый взгляд, все выглядит весьма оптимистично: некие невидимые механизмы заработали. Фотобиеннале стало реальным «событием», посещаемость фотобиеннальных выставок почти запредельная, на уровне Третьяковки. И, что самое главное. Ольга Свиблова стала вполне узнаваемым медийным персонажем. (Один пример – во время начала Фотобиеннале, когда в день происходило по пять-семь вернисажей, Ольга любезно пригласила меня в свое авто, которое сама и вела. В какой-то момент она совершила, мягко говоря, не очень этичную по отношению к другим участникам движения эволюцию. К счастью, ничего фатального не произошло, однако потенциальный пострадавший, готовый высказать все, что он думает о таком способе управления автотранспорными средствами, увидев, КТО сидит за рулем, как-то сразу умерил свой пыл.)

Все замечательно! От города Москвы Фотобиеннале получает какую-то немыслимо маленькую сумму, все остальное (в размере около миллиона этих самых) приходит от фондов и меценатов. Однако, название «меценаты» - весьма условно. Корысть у пиар-отделов больших компаний весьма очевидна – они обменивают не такие уж и большие по масштабам этих компаний деньги на медийность. Следует раскрыть страшную тайну: отдел прессы Московского дома фотографии регулярно и тактично напоминает журналистам о том, что было бы хорошо и правильно упомянуть вышесказанных спонсоров. В данном месте считаю своим долгом заявить, что пресс-служба МДФ заслуживает всяческих комплиментов – профессионально составленные пресс-релизы поступают точно вовремя, запросы о предоставлении фотоматериалов тоже выполняются с какой-то немыслимой для других мест четкостью. За что большой поклон Ирине Ткачевой, которая возглавляет пресс-службу МДФ, от всего критического цеха.

Журналисты понимают, что на этой системе скрытых недомолвок и держится весь проект. Однако не все издания это принимают, поэтому соответствующие службы прозрачно намекают на то, что речь идет о скрытой рекламе. Впрочем, некоторые издания – например, «Коммерсантъ» или «Время Новостей» - все же помещают упоминания о спонсорах, резонно решив на официальном уровне, что в таком случае и сами выступают косвенными спонсорами проекта. Мы также присоединяемся к этой правильной медиа-позиции, называя финансовых героев Фотобиеннале. Это Sony Cyber-shot, MasterCard, Pio Global, Торговая марка Vogue, Билайн, Ингеоком, Deutsche Bank, Bosco di Ciliegi.

Но складывается такое впечатление, что все мы, с Ольгой Свибловой во главе, стали заложниками создавшейся ситуации. Если Фотобиеннале разобрать на четко выверенную последовательность выставок на протяжении всего выставочного сезона, то воспринимать фотонаследие будет удобнее и эффективнее. Но очевидно, что такое количество спонсоров при «линейной» организации экспозиций будет собрать весьма трудно. Даже самая посещаемая отдельная выставка, собирающая самую отличную прессу, вряд ли вызовет такой энтузиазм у спонсоров. Фотобиеннале – это событие, в отличие от выставки. Сомнительно, чтобы телеканалы приглашали Свиблову в прайм-тайм для рассказа в эфире о прекрасной, но «рядовой» музейной выставке. Посему пиар-отделам корпораций-спонсоров будет не так уж и просто отчитаться по суммам, на нее выделенным.

Все выглядит несколько печально, но вполне прагматично. И нам всем следует смириться с тем, что всевозможные фотохиты, такие, как Нан Голдин или Брассай, специально откладываются до весны, когда и происходит главный фотографический форум. И приходится быть готовыми к тому, что нужно бросить все дела – и бежать смотреть все привезенное в Москву фотовеликолепие. И как-то в нем ориентироваться. Никуда не денешься.

03.05.2006
Андрей Ковалев

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера