Во первых строках следует поздравить нас всех, город Москву, а также лично Ольгу Львовну Свиблову с тем удивительных фактом, что состоялась юбилейная, десятая Фотобианнале. Размах немыслимый: в мероприятии задействованы десятки площадок, как всегда, представлена чуть ли не сотня самых разнообразных проектов. Можно также особо поздравить и сотрудников МДФ, которые стоически выдерживают всю эту гонку на выживание, а также (еще раз) Ольгу Свиблову, которая собрала столь несокрушимую команду, готовую справляться с логистическими задачами, по масштабу сопоставимыми с большим супермаркетом. С другой стороны, навигация в супермаркете требует определенного навыка, поиск нужного продукта там требует некоторого времени и расхода физических и душевных сил.
Нытики давно уж умоляют Свиблову свести фотобиеннальность в хоть умозримые рамки, сосредоточиться на чем-то главном. Но она неумолима и неукротима в своем желании ежегодно заваливать Москву безмерным фотопотоком. Впрочем, сама невозможность охватить умом и как-то классифицировать всю эту роскошь и вызывает чувство непреходящего восторга. В этой масштабности есть свой резон – всякий может получить свое. Кому – любовно составленные исторические сюжеты, вроде серии, посвященной выборам президента Кеннеди, или кичевых курортных открыток (Музей современного искусства на Петровке)). Кто-то западет на парижскую богемную тоску Брассая (Новый Манеж) или ужасы богемной жизни, прожитой американкой Нан Голдин (Музей современного искусства в Ермолаевском). Особых снобов привлечет метафизика новостроек, которую фиксирует француз Стефан Кутюрье (Музей Архитектуры). Кому-то придутся по душе эстетизированные ужасы войны в очень подходящем для этого месте - галерее искусств Зураба Церетели. Кто-то порадуется душой, поддавшись соблазнам гламура в Большом Манеже. И так далее и так далее, почти до бесконечности. Сама Свиблова утверждает, что быстрый осмотр всех выставок Фотобиеннале занял у нее около пяти дней. Такой подвиг несколько затруднителен даже для профессионального зрителя - должен честно признаться, что так и не смог посетить все фотобиеннальные выставки. Не хватило ни сил, ни времени - сосредоточиться все время мешали какие-то посторонние занятия, вроде написания рецензий в различные издания. Цех художественных критиков стонет и плачет – физически невозможно выполнить свой долг перед читателем, рассказать обо всем, о чем рассказать следует. Редакторы различных изданий хмурятся на очередной обзор очередной фотовыставки, предлагая критику описать хоть какую-нибудь завалященькую инсталляцию.
Прагматически настроенные скептики давно уже говорят о том, что уже пора канализировать фотопоток в русло музейной деятельности – Московский дом фотографии, вернее, мультимедийный центр искусств, по своему статусу является музеем. Но тут, судя по всему, возникают препятствия почти непреодолимые, и дело не только в том, что здание МДФ находится в процессе затяжной реконструкции. На первый взгляд, все выглядит весьма оптимистично: некие невидимые механизмы заработали. Фотобиеннале стало реальным «событием», посещаемость фотобиеннальных выставок почти запредельная, на уровне Третьяковки. И, что самое главное. Ольга Свиблова стала вполне узнаваемым медийным персонажем. (Один пример – во время начала Фотобиеннале, когда в день происходило по пять-семь вернисажей, Ольга любезно пригласила меня в свое авто, которое сама и вела. В какой-то момент она совершила, мягко говоря, не очень этичную по отношению к другим участникам движения эволюцию. К счастью, ничего фатального не произошло, однако потенциальный пострадавший, готовый высказать все, что он думает о таком способе управления автотранспорными средствами, увидев, КТО сидит за рулем, как-то сразу умерил свой пыл.)
Все замечательно! От города Москвы Фотобиеннале получает какую-то немыслимо маленькую сумму, все остальное (в размере около миллиона этих самых) приходит от фондов и меценатов. Однако, название «меценаты» - весьма условно. Корысть у пиар-отделов больших компаний весьма очевидна – они обменивают не такие уж и большие по масштабам этих компаний деньги на медийность. Следует раскрыть страшную тайну: отдел прессы Московского дома фотографии регулярно и тактично напоминает журналистам о том, что было бы хорошо и правильно упомянуть вышесказанных спонсоров. В данном месте считаю своим долгом заявить, что пресс-служба МДФ заслуживает всяческих комплиментов – профессионально составленные пресс-релизы поступают точно вовремя, запросы о предоставлении фотоматериалов тоже выполняются с какой-то немыслимой для других мест четкостью. За что большой поклон Ирине Ткачевой, которая возглавляет пресс-службу МДФ, от всего критического цеха.
Журналисты понимают, что на этой системе скрытых недомолвок и держится весь проект. Однако не все издания это принимают, поэтому соответствующие службы прозрачно намекают на то, что речь идет о скрытой рекламе. Впрочем, некоторые издания – например, «Коммерсантъ» или «Время Новостей» - все же помещают упоминания о спонсорах, резонно решив на официальном уровне, что в таком случае и сами выступают косвенными спонсорами проекта. Мы также присоединяемся к этой правильной медиа-позиции, называя финансовых героев Фотобиеннале. Это Sony Cyber-shot, MasterCard, Pio Global, Торговая марка Vogue, Билайн, Ингеоком, Deutsche Bank, Bosco di Ciliegi.
Но складывается такое впечатление, что все мы, с Ольгой Свибловой во главе, стали заложниками создавшейся ситуации. Если Фотобиеннале разобрать на четко выверенную последовательность выставок на протяжении всего выставочного сезона, то воспринимать фотонаследие будет удобнее и эффективнее. Но очевидно, что такое количество спонсоров при «линейной» организации экспозиций будет собрать весьма трудно. Даже самая посещаемая отдельная выставка, собирающая самую отличную прессу, вряд ли вызовет такой энтузиазм у спонсоров. Фотобиеннале – это событие, в отличие от выставки. Сомнительно, чтобы телеканалы приглашали Свиблову в прайм-тайм для рассказа в эфире о прекрасной, но «рядовой» музейной выставке. Посему пиар-отделам корпораций-спонсоров будет не так уж и просто отчитаться по суммам, на нее выделенным.
Все выглядит несколько печально, но вполне прагматично. И нам всем следует смириться с тем, что всевозможные фотохиты, такие, как Нан Голдин или Брассай, специально откладываются до весны, когда и происходит главный фотографический форум. И приходится быть готовыми к тому, что нужно бросить все дела – и бежать смотреть все привезенное в Москву фотовеликолепие. И как-то в нем ориентироваться. Никуда не денешься.
|