Существует два неформальных критерия, которые определяют ценность вещи. Первый – это воровство. Краже не подвергается бесполезное и неценное, как не подвергается погоне Неуловимый Джо. Второй признак ценности вещи – ее фальсификация. Если предмет подделывают, значит, он этого достоин. Можно, постаравшись, составить рейтинг фальшивок. Исключив из него, конечно, фальшивые купюры, так как они нарушают стройную систему обмена символическими ценностями - ведь фальшивками в этом случае пытаются оплатить товар подлинный. Цена копии дензнаков, произведенной на высокотехнологичном оборудовании, складывается из стоимости краски, бумаги, плюс издержки риска, обусловленного определенной статьей УК.
Перечень того, что можно подделать, получить удовольствие и заработать деньги, но не срок, почти весь известен. От кроссовок Адидас до полотен Рембранта. Мотивы продавца контрафакта и ее приобретателя тоже известны: один зарабатывает деньги, добавленные к себестоимости за умелое присвоение чужого брендового флера, другой недорого прикупает очки к статусу, усиливая свой имидж «обладанием чего-то от того-то». Причем, оба - и покупатель, и продавец - играют в одну игру: оба делают вид даже друг перед другом, что имеют дело с настоящей подлинной вещью.
Вы где-нибудь видели надпись «торгуем фальшивыми бриллиантами»? «Торгуем подделками Гуччи»? И не увидите, т.к. это запрещено и уголовно наказуемо. Авторские права, торговые марки, патенты, как минимум, не позволят козырять фальш-торговлей. И продавец, и покупатель подделки будут хранить гордое молчание, строго блюсти правила двусторонней игры, один охраняя свободу, другой – имидж.
На этом поле строгих правил странным выглядит открытый коммерческий анонс «продаем фальшивые туры!» Действительно, применить к продавцу фальшивых расстояний какую-либо букву закона нереально. Да и не за чем. Впечатление от путешествия, в случае с фальштуром, - всего лишь информация, которая имеет свою цену, также имеют совершенно определенный прейскурант сувениры, работа дизайнера-«фотошопера» и услуги менеджера.
Итак, что такое фальштур? Это такая ненастоящая поездка куда-либо, подтвержденная предметно и документально, которую вы не совершали, но по какой-то причине, вам бы очень хотелось, чтобы кто-то был абсолютно уверен, что вы были именно там, где вас не было. Очень похоже на услугу алиби-агентств, представляющих все тот же рынок мнимостей. Только фальштурами торгуют совершенно нормальные турагентства, помещая их в разряд дополнительных услуг. Форма таких новых взаимоотношений с клиентом была даже специально разработана компанией, специализирующейся на развитии новых технологий в сфере услуг. Был проанализирован спрос, мотивы людей, приобретающих реальные туры, и сделан вывод: далеко не все подрываются с чемоданами на другой континент, чтобы действительно получить удовольствие. Полно народу, который самолет не выносит, новых стран боится, от иностранной речи падает в обморок, и просто обожает свою дачу, шашлыки и пиво под яблоней. Ан нет, не положено! Другого отдыха требуют статус, корпоративные ритуалы, коллеги-завистники, начальник-карьерист и педантичная секретарша, желающие видеть тебя успешным, загорелым, состоятельным, интересующимся и активным. И это не забота о твоем развитии, просто иначе ты не попадаешь плавными вырубками в пазл их картины мира. И так не хочется перемещаться в пространстве, но надо…
Часто, это проблема столичных мегаполисов, где игры в атрибутику давно перегнали всякие соревнования по существу. Я знала одну милую вполне состоятельную семью из небольшого города, которая объездила все культовые курорты, но лучшим местом для себя определила Египет – климат нравится, горы нравятся, море нравится. Главе семейства (он же глава своей собственной фирмы) нет нужды наращивать знаки в своем полумиллионном городе. Он уже обладатель всех сувениров со всех континентов, отдыхает, как хочет. Его статус его устраивает. Другой вопрос, когда статус нужно поднимать, потом поддерживать, и потом опять поднимать. Это как гонка вооружений – всем и так понятно, что войны не будет, но боеголовки на запасном пути как будто помогают ее выиграть.
Вот и идет карьерный менеджер за фальшивым туром в Бразилию, вместо того чтобы за те же деньги обныряться и обзагораться по-настоящему в Египте или Турции. Что скажут сослуживцы, когда ты порадуешь их в очередной раз «настоящим папирусом» и жуком скарабеем из каменюки? Только то, что прошлогодний волшебный жучок, обманув легенду, тебе богатства не принес.
А так нужно быть состоятельным, активным, загорелым…
Вообще то, фальштур – это поступок. Вернуться из виртуального путешествия, не смутившись своей ложью, блистать познаниями экзотических мест и обычаев с уверенностью, которая фальшивые бриллианты превращает в настоящие драгоценности, - все это не для заурядной личности. Образ лихого (состоятельного, гламурного) путешественника должен соответствовать личности фальштуриста. Подбор роли – функция агентства. Качество вживания в образ – задача клиента.
Эта история ужасно похожа на театр. Приходит человек к режиссеру-агентству и говорит, мне нужна такая роль, чтобы я был в ней активный, состоятельный, загорелый. Пожалуйста. Реквизит: сувениры из страны фальшиво посещенной, авиабилеты и гостиничные ваучеры (по требованию), фотографии с мест событий (монтаж в фотошопе). Текст: подробный рассказ менеджера о его впечатлениях от вашего тура. Пора на сцену! Не известно, входит ли в пакет услуг актерский тренинг. Впрочем, кто ни разу не врал весело и убедительно, вряд ли рискнет стать фальштуристом.
Удивительное явление эти фальштуры. Сочетание абсолютной прагматики - приобретение тура как символической ценности,– и настоящей романтики. Романтики не путешествия, а игры в путешествие, не впечатлений, а впечатлений от впечатлений. Никакой брутальности таможен, тяжелых чемоданов, чаевых назойливым портье, акклиматизаций - только легкий ветерок чужих дорог, бодрящий и необременительный. Адреналин как составляющая любого путешествия фальштуристу обеспечен не во время тура, а после него. Согласитесь, такой комплект дорогого стоит.
Цена фальштура составляет 10-20 % от стоимости реального путешествия. Получается, что постоять своими ногами на песке заморских пляжей, самому порыбачить с той яхты, чтобы совместить ряд информационный (вторичный) с эмоциональным (первичным), составляет 80-90% от цены путевки. Оплатив атрибуты, получаешь право на приватизацию мифа.
Торговля мифами давно освоена глянцевой журналистикой. Погружение в красивую жизнь с гламурными картинками равна цене журнала, представление себя на месте героини фотосессии оплачивается твоей фантазией. Рекомендуемые атрибуты, символизирующие твою причастность к «правильной» жизни, можно приобрести и фальшивые, главное, чтобы на сумочке красовался заветный вензель «LV». И вперед, к мечте. Дамы юные и не очень уже давно - фальштуристки, путешествующие в манящий мир гламура. Если к брендовым цацкам еще добавить солярный загар, реквизит из дальних стран и фотопортрет с кенгуру, можно претендовать на приличную должность в компании.
Апофеоз фальшивки создал давным-давно Пелевин, сочинив Сашу Бло и его статью про Королевство Бутан, «где законом запрещены телевизоры», в которую самозабвенно верили воротилы телебизнеса. Самый мифический миф для создателей мифов - «Поколение П». Кстати, прочитав Пелевина, догнавшись рассказом знакомого пиарщика, вполне можно пускать пыль в глаза, выдавая себя за героя 90-х.
Если уж нельзя обойтись в этом странном путешествии по жизни (маршрут которого преимущественно лежит вдоль карьерной лестницы) без обмана, то может быть не нужно называть его фальшью? А то, что за реклама? «Организация фальштуров»! Все равно, что повесить на аптеке объявление «торгуем плацебо!» Грубо. Гораздо изящнее и неоднозначней было бы просто «лечим!» И с поддельным туризмом можно тоньше и деликатнее - «Символическое путешествие, мифы странствий». Гламурненько.
|