Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»

Современная альтернатива копирайту

Лоренс Лессиг – один из самых влиятельных американских специалистов по законодательству Цифровой эпохи, чей авторитет признан далеко за пределами США. Эпоха перемен поистине глобальна, и любой сквозняк в сфере авторских, смежных и патентных прав на Потомаке вызывает пандемию во всем мире. Ее клинические проявления – синдром повышенной законотворческой активности, создание антипиратских органов, проведение инспекций по предприятиям и рейдов по торговым точкам.

В российской внешнеполитической партии интеллектуальная собственность выглядит пока что гамбитной пешкой. Ею можно смело пожертвовать, чтобы пустили в ВТО или вернули Статус наибольшего благоприятствования в торговле с Америкой. К тому же население, как свидетельствуют опросы, проявляет сознательность и относится к нарушителям копирайта негативно. (Следует, правда, отметить, что далеко не все опрошенные знакомы с компьютером.)

Совсем иначе выглядит укрепление интеллектуальной собственности для американцев, испытавших в последние тридцать лет бурный натиск правообладателей. Книги Лессига: «Код и другие законы Киберпространства», «Будущее идей» и «Свободная культура» – сравнимы по своему влиянию с работами Тоффлера. Но это книги другой эпохи, хоть и разделяет их всего два десятилетия. Очарование сетевой открытостью уступило место тревожным прогнозам, связанным с наступающей диктатурой копирайта.

Упорствующие во всесилии рыночных механизмов уже выглядят в Западной университетской среде пещерными монстрами. Редкость их появления на людях объяснил еще в XVII веке А. Кирхер: к нам они попадают только заблудившись. Эти монстры заблудились во времени. А отстать на десятилетие при нынешних темпах жизни – значит отстать навсегда.

Лессиг – чуткий аналитик и тонкий теоретик. Но не только. Это человек действия, который отстаивал право на свободный доступ к информации в Верховном Суде и Конгрессе США, выступал в публичных диспутах, а главное, сумел выстроить всемирное движение, несущее альтернативу интеллектуальной собственности в «экстремальном ее выражении».

По его мнению, право авторов и изобретателей контролировать результат должно быть «ограниченным, но эффективным». Следует восстановить нарушенное равновесие между интересами автора и общества, избегая крайностей. Между полной анархией и тотальным контролем необходимо заложить «слой разумного авторского права». Баланс, компромисс, и взвешенность — таковы три кита, на которых Лессиг основал в 2001 году Творческие Общины (Creative Commons, CC).

Лоренс Лессиг любезно согласился дать интервью фонду «Прагматика культуры», которое мы публикуем ниже:

- Уважаемый господин Лессиг! Ваше кредо – защита Общественного достояния. Первоначально проблема обсуждалась в академическом сообществе и в кампусах. Насколько широко дискутируется она сейчас?

- Общественное достояние – это непременное условие нашего развития и нашей демократии. О том, что оно находится под угрозой, стало ясно уже в конце прошлого тысячелетия. Да, впервые об этом заговорили в университетской среде, где ограничение доступа к знаниям почувствовали особенно остро. Теперь этим озабочены все – от школьников до бизнес-сообщества. И, что особенно важно, разрастающийся копирайт вызывает сопротивление тех, чьи права он должен защищать. Свежий пример – создание Канадской Коалиции Создателей Музыки, которая создает альтернативу монополистам звукозаписи. Она объединила признанных авторов и исполнителей, в том числе обладателей Грэмми.

- Какова, на Ваш взгляд, главная угроза Общественному достоянию сегодня?

- Их несколько. Это и постоянное продление срока действия традиционного копирайта, и предоставление особых прав вещателям в эфире и в широкополосном диапазоне Сети, и наступление на пиринговые и локальные сети, и введение Цифрового Управления Правами (DRM) как законодательного требования или технического стандарта.

- Похоже, сообщество программистов, работающих на открытых исходниках, расколото в вопросе о DRM…

- Я не думаю, что сообщество свободного ПО расколото. Если несколько человек высказали свои взгляды на общем обсуждении, это не означает раскола. Я сторонник того, чтобы DRM было как можно меньше. И я знаю, что большинство в сообществе программистов, работающих под Генеральной Публичной Лицензией, придерживаются тех же взглядов.

- Многочисленные приверженцы свободного доступа предпочитают операционную систему GNU/Linux из соображений солидарности. Какова позиция организаций, которые Вы патронируете?

- Практически все они считают, что свободный контент должен развиваться на основе свободного ПО, и работают на основе открытых исходников. Сам я с огромным уважением отношусь к Ричарду Столлмену и движению, которое он возглавляет. Генеральная Публичная Лицензия позволила достичь впечатляющих успехов свободному ПО. Вместе с тем, она разработана специально для ПО и неприложима к другим сферам творческой деятельности. Мы восполняем этот пробел.

- Главное Ваше детище – Творческие Общины. Считают, что их лицензии (СС) размывают основу современного копирайта. Так ли это?

- Если Билл Гейтс жертвует миллион долларов голодным африканским детям, это не означает, что он подрывает капитализм. Также и наши лицензии – это необходимое дополнение для тех, кто стремится к более свободному общению.

- И копирайт, и лицензии СС предполагают бесспорное право автора на его работу. Однако в современных диспутах (о музыке, например) это допущение часто опровергается. Не будет ли условие «Производные работы не допускаются» ограничивать творческий процесс? Насколько популярно это требование на практике?

- У меня нет точной статистики, сколько участников СС пользуются этим условием, но знаю, что их число не достигает и трети. Однако если это условие кому-то нужно, значит, оно должно существовать. Я думаю, что у автора должно быть право распоряжаться плодами своей интеллектуальной деятельности так, как он сочтет нужным. СС предлагают такой богатый выбор лицензий, что каждый, я думаю, найдет подходящий ему вариант. В том числе и передачу произведения в общественное достояние.

- Один из Ваших критиков, Дж. Дворак из PCMag, обвинил СС в узурпации Общественного достояния. Его доводы отдают неким лицемерием, однако вопрос остается: Нужен ли юридический инструмент, чтобы посвятить работу в общественное достояние?

- Мы ни в коем случае не «монополизируем» доступ к общественному достоянию. Мы действительно предлагаем инструмент, который позволит автору зарегистрировать свое произведение как Общественное достояние. Это можно сделать и другими способами – каждый волен выбирать. Дворак, кстати, изменил свою позицию, когда познакомился с деятельностью CC более внимательно.

- Возможность свободного копирования имеет и оборотную сторону. Не вызовет ли она очередного «шквала» повторяемых, а то и просто мусорных публикаций? Могут ли СС в этом случае выступить своего рода координатором или «навигатором», который помог бы определить ориентиры для творческих сообществ?

- Конечно, объем контента в Сети возрастет. Однако опыт показывает, что люди сами находят то, что им нужно. Мы не ставим задачи регулировать информационные потоки или кого-то куда-то направлять. Уже существуют алгоритмы и технологии, которые позволяют предложить пользователю Сети то, что заинтересует именно его: рекомендационные системы, системы коллаборативной фильтрации в частности. Мы понимаем важность этих задач, но ставим перед собою другие. Вместе с тем, выбор лицензий СС сам по себе уже отмечает сообщества, ориентированные на творчество. Возьмите в пример Википедию, которая стала самым масштабным контент-проектом в Интернете. Она существует под нашей лицензией.

- С вашего разрешения, мы помещаем карту с Вашего блога (см. иллюстрацию к статье), которая отражает распространение лицензий СС. Практически все развитые страны или присоединились или рассматривают присоединение к проекту (на карте они отмечены зеленым или желтым). Развиваются ли Творческие общины «снизу», как общественный проект?

- Да, СС остается обычной общественной некоммерческой организацией, хотя ее лицензии приняты или принимаются уже в 70 странах. Нас поддерживают фонды, которым небезразличны наши цели и ценности, мы находим понимание и в государственных структурах.

- В каких странах Вы чувствуете поддержку государства?

- Во многих странах весьма влиятельные государственные деятели понимают, что мы решаем важную задачу – обогащаем культурную жизнь людей, даем им возможность содержательного общения. Поэтому они оказывают содействие продвижению идей и лицензий СС. В первую очередь, я назвал бы Бразилию, где мы работаем в самом тесном контакте с министерством культуры. Кстати, в июне этого года там состоится очередной саммит организаций, которые добиваются облегчения доступа к информации. В последнее время интерес к нашей деятельности возрастает и в других странах Латинской Америки – Чили, например. Совершенно неожиданным был для меня успех СС в Китае. Власти Кореи, Гонконга также благожелательно смотрят на распространение наших лицензий.

- Все постсоветское пространство на Вашей карте «все еще красное». Ваш намек понятен, но могу Вас уверить, что наступление копирайта ассоциируется в России с либеральными ценностями, требованиями ВТО и американским влиянием. Можете ли Вы этому возразить?

- Я не поклонник пиратства и думаю, что позицию и интересы автора надо уважать. Но столь строгие правила, которые законодательно установлены в большинстве стран, необходимо менять. Или предлагать альтернативу, которая смягчит эти условия для тех, кто сам готов предоставлять другие условия доступа к своим произведениям. В этом и состоит суть наших лицензий

- Каким образом достигается соответствие лицензий СС с национальным законодательством о копирайте?

- Мы не можем менять принципы и содержание лицензий каждый раз. Они достаточно гибки, и позволяют согласовать их с требованиями законодательства в каждой стране. А законодательств о копирайте столько, сколько государств. Где-то они либеральнее, где-то ужесточены до предела. Организация, которая берет на себя инициативу в своей стране, как правило, прежде всего заботится об адаптации лицензий СС. Задача эта не так сложна, как может показаться. Ведь в основе лежит ясно выраженная воля автора. И никто не может запретить ему приоткрыть доступ к своим произведениям шире, чем предполагает стандартный копирайт.

- Каков механизм принятия лицензий CC?

- Никакого отработанного механизма нет. Обычно все начинается с солидной организации, которая принимает на себя инициативу: информирует о наших программах, разъясняет суть лицензий, помогает формированию творческих сообществ.

- Надо полагать, Вы находите опору в университетах?

- Разумеется! В Китае, например, решающую роль в становление СС сыграли именно они.

- Будем надеяться, что Ваше первое в Рунете интервью послужит тому, чтобы на лицензии СС обратили должное внимание и России. Они наверняка будут востребованы после того, как правила размещения контента в Сети были ужесточены, а онлайновые библиотеки оказались под запретом. Благодарим Вас за интервью!

- Спасибо! Я тоже хотел бы надеяться, что проект СС окажется полезным для вашей страны.

19.05.2006
Виктор Ильин

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера