В прошлом году нашу страну в очередной раз потрясло крупное политическое событие. Было объявлено о запуске нового мегапроекта – телеканала Russia Today с Маргаритой Симонян во главе. Телеканалу вменялось в обязанность формирование положительного образа России за рубежом. Близился 2006-й год, России предстояло председательствовать в G8, для чего требовалось предстать просвещенной европейской страной. На фоне антирусского пиара, на ниве которого успешно трудятся Украина с Грузией, это и впрямь было бы своевременно. Но отчего-то громкий запуск Russia Today потряс не мир, а лишь саму Россию. Возможно, причина была в том, что Маргарита Симонян и ее подопечные не нашли никаких новых художественных форм, а вместо этого предпочли обмести от пыли бабушкины ТАСС-овские украшения. Меж тем, мир не стоит на месте; впереди всех, как водится, японцы, причем не только в области компьютерных и прочих технологий.
Правительство Японии приняло решение использовать аниме для создания привлекательного образа своей страны. Высочайшая популярность аниме во всем мире дает правительству Японии основание думать, что поп-культура – неплохое дипломатическое оружие. Глава внешнеполитического ведомства Таро Асо дал наставления студентам Университета цифровых технологий в Токио: «Думайте прежде всего об образе, который приходит людям на ум, когда они слышат слово «Япония». Чем более привлекательным, ярким и согревающим душу будет образ, тем скорее наша страна станет понятной другим государствам. Иными словами, успех в этом деле упростит жизнь японским дипломатам».
В том, что японские студенты, мягко говоря, последуют совету, сомневаться не приходится. К творчеству японцы подходят так же, как и к высоким технологиям. Достаточно поглядеть на результаты любого фортепианного конкурса: короли – всегда японцы, и уже много лет подряд. Мода на механическое, в жанре заведенного автомата, исполнение Шопена уже проходит, но японцы все равно короли. Надо сыграть как Рихтер? Пожалуйста! Ах, теперь большой бум по поводу Плетнева? Нет проблем, сделаем, как Плетнев! И делают. «Мне иногда страшно, - говорит мой знакомый русский профессор, преподающий японцам фортепианное искусство в Нагойе. – Игра великолепная, но сердце не бьется». Великий народ, сумевший вторичное сделать первичным, а копию – эталоном, вполне способен перевернуть представление о своей стране, если его вообще надо переворачивать.
Возможно, Маргарита Симонян и будет смеяться, однако все это называется простым словом – эффективность. Или даже двумя простыми словами – абсолютная эффективность. Крайняя эффективность, если переходить на жаргон. Иоанн Предтеча всех современных политологов Сэмюэль Хантингтон в своей изрядно зацитированной работе «Конфликт цивилизаций» охарактеризовал Китай как иную цивилизацию, прикидывающуюся страной. В еще большей степени это, наверное, относится и к Японии. Хотя бы потому, что Япония лучше прикидывается, являясь страной с рыночной экономикой, без КПК и мавзолея Мао Цзе Дуна. Но то, что на Западе становится колоссальным событием, выдающимся творческим событием и вообще сопровождается бездной рефлексий, в Японии является просто работой. Такой же, как подметание улиц, приготовление суши или сборка ноутбуков.
Так что истерику по поводу несерьезности японского подхода к политическому пиару прошу прекратить. Тем более что он ничуть не японский, а вполне американский и даже, если угодно, европейский. Пиар был изобретен не японцами, а кинематограф придумали братья Люмьер. Потом Уолт Дисней стал королем мультипликации, а Микки-Маус – лицом Соединенных Штатов Америки. Но американцы вскоре сами все испортили. Мышиная мордочка сначала продемонстрировала звериный оскал капитализма, а затем принялась изрыгать баллистические ракеты и всевозможные бури в пустыне, повергая в шок и трепет весь остальной мир. С положительным образом США на мировой арене возникли определенные трудности. Европа, придумавшая толерантность с политкорректностью, умудрилась силами своих политических институций до предела проституировать эти понятия, и теперь негде ставить пробу на споксменах из ОБСЕ и ПАСЕ, хотя живопись Сальвадора Дали, может быть, и тянет на неплохое аниме. Вся проблема в том, что европейцы и американцы пытаются пиариться при помощи каких-то абстрактных «ценностей», пропаганда которых ежеминутно и неизбежно вступает в противоречие с действительностью. Японцы же устроили так, что их ценности повсеместно считаются глубочайшей архаикой и экзотикой, и разбираться в них никому недосуг. Подсовывая миру то Мисиму с харакири, то Мураками с романом «Норвежский лес», японцы помогают своей цивилизации прикидываться страной, народ которой вполне способен не только на харакири, но и на рефлексию не хуже любой европейской. Японцы действуют, постоянно играя с основополагающим принципом соцреализма: искусство у них то национальное по содержанию и общечеловеческое по форме, то общечеловеческое по содержанию и национальное по форме. Нате, ешьте.
Когда национальная идея формально сводится к сувениру, безделке, открытке, мультику, это очень удобно. Безделку можно купить, мультик посмотреть, сувенир привезти в подарок знакомым. Японское государство приняло сознательное и мудрое решение: страна должна ассоциироваться с мультиком, а не с Перл-Харбором и даже не Хиросимой и Нагасаки (потому что жалостливый пиар – тоже плохой пиар). Аниме понятно и приятно всем и каждому, к тому же это в меру экзотика, как и японская монархия, в отличие от британской, давно уже ставшей частью поп-культуры, причем весьма таблоидной. Поэтому с формированием положительного имиджа Японии за рубежом не будет ни малейших проблем. Надо всего-то навсего уметь отделять пиар от жизни, понимая, что одно не может быть кривым зеркальным отражением другого. Маргарита Симонян, хочется надеяться, тоже когда-нибудь это поймет.
|