Недавно мне на глаза попался преотличнейший пресс-релиз. «Группа компаний "Союз-Виктан" удостоена наград Русской Православной Церкви. Представители РПЦ высоко оценили социальную и благотворительную деятельность холдинга, а также его вклад в развитие православия. Группа компаний "Союз-Виктан" производит ликероводочные изделия. В 2005 г. компания выпустила 10 млн дал ликероводочной продукции, что на 42% больше показателя 2004 г. (7,1 млн дал продукции). Всего в 2005 г. "Союз-Виктан" выпустил 9 млн дал водки, рост производства составил 56% (5,8 млн дал водки в 2004 г.). Объем продаж компании "Союз-Виктан" в 2005 г. – 420 млн долл. По оценкам аналитиков, капитализация "Союз-Виктана" составляет порядка 500-600 млн долл. Продукция компании реализуется в более чем 30 странах мира».
Приятно, что ни РПЦ, ни «Союз-Виктан» не делают никакой тайны из совместного своего вклада в развитие православия: пресс-релиз был слово в слово перепечатан всеми информагентствами. Церковь, один из верховных иерархов которой давно уж носит неофициальный титул Митрополита Сигаретского и Алкоголицкого, не привыкла смущаться по пустякам. Что же до группы компаний «Союз-Виктан», то на Руси нет принципиальной разницы, чем производить впечатление на глупых и наивных иностранных партнеров, – визитной карточкой с буквочками “Ph.D.” (с диссертацией впридачу), или орденом св. Даниила. Разница лишь в том, что Академия наук и Высшая аттестационная комиссия не в доле с водочниками, а РПЦ в доле.
Такова она, обращенность Русской православной церкви к миру. Развеялся, размылся мистицизм. Косные, воняющие квашенной капустой и перегаром попы бегают с крестами наперевес по улицам Москвы, воюя с гей-парадом, рассовывая по карманам мирские дары от союз-виктанов, возвышая свой византийский голос против презервативов, отмены смертной казни и всемирной сети Интернет. Слабеющая путинская власть пытается поддерживать одноименную стабильность, устами сразу пяти государственных чиновников заявляя, что окончательная отмена смертной казни в России – вопрос времени. Общественность, заложив за воротник союз-виктановские декалитры, выступает с требованием немедленно прекратить мораторий, вешать и пытать, пытать и вешать. Несколько лет назад, накануне визита Папы Римского Иоанна Павла Второго в Киев по телевизору выступил местный православный иерарх: «Мы молимся, чтобы самолет Папы не приземлился в аэропорту Борисполь или что-нибудь еще…».
Несмотря на мольбы, что-нибудь еще случилось в свое время. «Кароль! Кароль! Кароль!» - крикнули трижды и стукнули по безжизненному великому лбу специальным молоточком. Кароль не отозвался. Смерть была официально запротоколирована. Затем началась телевакханалия в жанре «мои встречи с покойным», слезы, процессии, воспоминания о брошенном взгляде и поданной руке, заявки на сценарии и обещания книг. Иоанн Павел Второй и вправду был прогрессивным Папой, сыгравшим колоссальную роль в исчезновении СССР с политической карты мира. Прогрессизм Папы тем не ограничился: к примеру, в 1999 году он объявил Св. Исидора Севильского покровителем Интернета и всех людей, которые пользуются всемирной паутиной. Католическая церковь всегда считала, что Интернет это, прежде всего, свод накопленных в нашу эпоху знаний. И именно поэтому создатель первой энциклопедии и назначен ее покровителем. В этот день каждый католик должен перед выходом в Интернет прочитать молитву и только потом приступить к работе, только в этом случае работа будет легкой и успешной.
На одном из сайтов о католицизме опубликована "Молитва перед выходом в Интернет", где Святой Исидор упоминается как покровитель и заступник всех добрых христиан, которые пользуются всемирной сетью.
Впервые в Ватикане Интернет появился в 1996 году, когда был создан сайт www.vatican.va. Это произошло во многом благодаря Иоанну Павлу II.
Католическая церковь, остро нуждающаяся в прихожанах и прирастающая в основном странами Латинской Америки, давно уже сделала свою обращенность к миру мощной пиар-технологией. Показ католических мод в фильме Феллини «Рим» при всем своем сарказме отражает тенденцию, обозначенную еще сорок лет назад: церковь старается идти в ногу со временем и отвечать на вызовы времени, говоря скучным пресс-релизным языком. Католикам сделать это просто, они всегда были обращены к миру. Трудно отказаться от борьбы с презервативами, еще труднее отвечать на упреки в педофилии, но разрыв между словами и делами – в силу традиции – не так зияет, как в случае с православием. Если церковь издавна ставит своей задачей поспевать за жизнью, то жизнь есть жизнь, и никуда от этого не деться. Бунюэлевский священник, переквалифицирующийся в садовника, вызывает понятную брезгливость и рефлексию у любого образованного человека, однако буржуазии и простонародью это скромное обаяние только в радость. Искусство все мечется между «Бога нет» и «Бог есть», и потому бесполезно – оно ведь способно лишь отразить несовершенство окружающего мира, как в зеркале, явив ему совершенство. Далекие же от искусства социальные страты давно усвоили: Бог есть, а значит, грехи можно замолить (так считают буржуа и простолюдины), Бога нет, значит все дозволено (так считают попы). Отсюда и растет эффективная церковность, как эффективная политика.
Две новые молитвы, призванные помочь сборной Англии и ее игрокам хорошо выступить на предстоящем чемпионате мира по футболу, опубликовала Англиканская церковь. Чемпионат мира начинается в будущем месяце и пройдет на территории Германии. Молитвы предназначены для оглашения во всех расположенных в Англии приходах Англиканской церкви. В них верующие обращаются ко Всевышнему с прошением ниспослать благословение национальной сборной, а также о скорейшем выздоровлении Уэйна Руни. Этот ведущий нападающий клуба «Манчестер Юнайтед» и английской сборной сломал в нескольких местах ногу и до осени не выйдет на поле, если только не произойдет чудо. Молитвы написаны священниками-болельщиками Питером Моджером и Ником Бейнсом. Они утверждены епископским советом. Сейчас тексты футбольных молитв поступили в приходы, а также появились в Интернете. Круг замкнулся. Святой Исидор Севильский покровительствует футболу.
И если различия между англиканством и католичеством в какой-то точке стираются, то вполне можно протянуть лобачевскую параллель между окормляющими «Союз-Виктан» и заморскими епископами. Выражение «каков поп, таков и приход» следует перевернуть. Каков приход, таков и поп. Если общественность желает победы «Манчестер-Юнайтед» или развития Интернета, церковь будет молиться за футболистов и поощрять всемирную паутину, назначая для этого даже специального святого. А если общественность хочет смертной казни для геев, черных, евреев, еретиков и большевиков, церковь будет потворствовать и следовать этим ожиданиям. Бог в тебе самом.
|